Club Nikon: Гимнастика в спортивном репортаже: - Club Nikon

Перейти к содержимому





Правила


  • Давайте новым темам осмысленные названия, отражающие в названии суть вопроса. Темы с названиями типа "Памагите" или "Проблема" могут быть удалены без предупреждения или закрыты.
  • Воспользуйтесь поиском, чтобы не повторять уже кем-то заданного вопроса.
  • Если заданный вопрос не противоречит тематике форума, не нужно давать ссылку на поисковые системы. На форуме есть своя поисковая система.
  • Для каждого нового вопроса создавайте отдельную тему. При нарушении правила тема может быть перенесена в раздел Школа.
  • При цитировании других сообщений оставляйте только ту часть, которая необходима для понимания ответа.
  • Для использования скриншотов в темах, рекомендуем использовать прикрепленные файлы. ( Как разместить свое фото )
  • Применение активных ссылок на временные файлы, файлообменники - не рекомендуется. Для сохранности файлов, рекомендуем использовать наш файловый архив.
  • Задавайте вопросы в рамках тематики раздела.
Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете отвечать в этой теме

Гимнастика в спортивном репортаже: особенности съемки.

#19745 Пользователь не на сайте   d`elf Значок

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 03 Август 2006 - 21:32

Специально для Никон клуба - d`elf


Начнем с того, что выбранный для съемок вид спорта прежде всего надо, как минимум любить; как максимум конечно же быть его фанатом.

Репортаж как искусство требует предельно четких знаний о снимаемом мире, фотограф-репортер помимо профессионально-фотографических знаний обязан четко знать правила данного вида спорта и прекрасно в них разбираться. И если к этим техническим требованиям добавить любовь к данному виду спорта, знание его истории и эстетики, эмоциональное неравнодушие к высокому и стремление к совершенству – мы получим работы, передающие все грани Мира этого спорта, полные прелести и разнообразия, недоступные холодному взору стороннего наблюдателя.
Снимая из всех видов спорта в основном гимнастику могу условно разделить ее на несколько граней одного прекрасного: балет – спортивная – художественная – аэробная гимнастика. Несмотря на огромную разницу (особенно на взгляд специалиста) все эти четыре вида имеют много общего, позволяющего обобщать и тенденции и результаты.
Про спортивную гимнастику мне сложно писать, я не работал с ними, но искренне люблю и внимательно отслеживаю все события их жизни. Не могу не отметить, что это наиболее экстремальный и жестко-профессиональный, очень силовой, на грани человеческих возможностей вид спорта из всей четверки. И к их фотографу, мне кажется, должны предъявляться столь же бескомпромиссные требования.
Балет конечно же не спорт, совершенно верно, и тем не менее балет всегда песня, особенная, ни на что не похожая и тем не менее близкая сердцу любого гимнаста и фотографа, снимающего гимнастику. У художниц с ними особенно много общего, на их (по Вагановой, Павловой) школе хореографии строится поразительно многое в любом искусстве движения.
В свое время работая с балетом был очень удивлен мнением, что «резкость и зерно выдумали фотографы, к настоящей Работе о балете это ни имеет ни малейшего отношения». И действительно, лучшие работы, что мне довелось видеть были, особенно в свете современной цифровой фотографии мягко говоря… некачественными…и черно-белыми… но что за песня были те работы, сколько экспрессии, какой накал обнаженных человеческих эмоций, какую невыразимую грусть и нежность несли они… это и есть Балет, искусство вне времени.
Но балет консервативен, да простят меня его поклонники, и в гимнастике, более молодом и бурноразвивающемся виде искусства акценты сильно смещены в соответствии с современными тенденциями. На первый план выходят и цвет и резкость; цвет уже имеет если не решающее значение, то очень важное – он неотъемлимая составляющая композиции выступления спортсмена, включающую в себя музыкальное сопровождение, купальник (зрительный образ) гимнастки и собственно композицию технических элементов движения. Все эти составляющие подбираются, разрабатываются друг под друга, под конкретного гимнаста, составляя в итоге единое целое – его выступление. А разнообразие визажа и цветовых решений прически современных гимнасток, сочетаемые с авторскими разработками дизайна купальников, удивительные по фактуре и разнообразию материалы, декорирование стразами - пренебрегать цветом и резкостью просто недопустимо, это отдельная песня и гордость спортсменки, ее визуальная стилистическая индивидуальность.
С цветом разобрались, и на первый план выходит техническое совершенство гимнастки, показывающее ее уровень как спортсмена. Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике выделяется гибкость во всех ее проявлениях, тонкая координация движения, чувство ритма, музыкальность, артистичность. Плюс владение предметами – мяч, обруч, скакалка, булавы, лента. Еще добавим синхронность выступления в группе у аэробных гимнастов и групповиков художественной. Соответственно, для грамотной передачи всего этого комплекса от фотографа требуются и знания гимнастических правил и определенная сноровка и чувство музыкального ритма, позволяющее предугадывать пик элемента в ходе выступления (одной реакцией и скоростной съемкой тут не обойтись). Правила позволяют легче и четче ориентироваться в пространстве выполняемых элементов, вычленяя определенные последовательности в зависимости от поставленной задачи и позволяя увидеть и не снять неверный по выполнению гимнасткой элемент. Опытный фотограф может достаточно четко рассчитать выступление незнакомой гимнастки по элементам, что крайне важно при съемке; зная же наиболее сильные стороны выступающей гимнастки можно наиболее эффектно отснять именно ее «коронные» элементы.
Итак, на первый план выходит технический уровень гимнастки и способность фотографа адекватно его отобразить. Верна поговорка «Юпитеру – юпитерово», нереально ждать от младшей гимнастки уровня и экспрессии Алины Кабаевой, но и оставить эту часть гимнастики тоже неразумно. Пусть прыжки их смешны и батманы вызывают лишь улыбку - пусть. Они растут, эти гимнастки, и в их первых шагах по ковру столько прелести и очарования, столько надежды и счастья на их детских личиках, что вопрос – что именно снимать? отпадает сам собой. Но будьте объективны, это из них через несколько лет вырастут новые Олимпийские чемпионки.
Прикрепленное изображение: post-1-1154629880.jpg
Турнирный день, как правило, стартует с малышей, поразрядно переходя к мастерам (бывают перестановки). По мере роста спортивного разряда увеличивается сложность и насыщенность выступления, растет и темп и сложность выполняемых элементов, что для съемки технически удобно – на малышах «разогреваешься», постепенно подходя к верхнему уровню. Сложность лишь в том, что крупные турниры стартуют в 09 утра, заканчивая день в 22.00-23.00 (бывает и позже). Три съемочных репортажных дня по 14 часов – нагрузка чудовищная (а как устают дети…), и, начиная снимать с малышей дожить до выступления мастеров очень непросто, еще сложнее снять после всего этого мастеров так, как они того заслуживают. Вывод каждый делает сам для себя, что важнее – можно отснять малышей и кадетов, прервавшись на юниорах отснять мастеров; интересен верх – можно подойти непосредственно к потоку мастеров, благо расписание соревнований всегда составляется заранее. Но бывают турниры настолько сильные, что пропустить ни одного участника невозможно. Тут-то и помогает фанатичная преданность и любовь, а если вас знают и любят в зале хотя бы половина присутствующих и соревнующихся – значит вы именно там, где надо! Значит эти три дня пролетят как одно мгновение и разъехавшись по домам вы долго будете вспоминать прошедший турнир и попробуете еще лучше отснять следующий.

Особенности трех видов гимнастики: все эти виды, имея достаточно много сходства тем не менее имеют свои особенности, выражающиеся как в перераспределении нагрузки гимнастов в аэробную/анаэробную область, так и в специфике выступлений. Распределение нагрузки необходимо знать тренерам и спортсменам, мы же рассмотрим визуальные отличия с точки зрения фотографа:
- Эмоциональная составляющая:
На лицах спортивных гимнастов всегда написана полная сосредоточенность, при их нагрузках и риске улыбка на лице кажется чем-то немыслимым и пожалуй излишним… хотя прецеденты бывают. Зато в их напряженном, сосредоточенном взгляде и чудовищном напряжении воли и тела столько всего…
Художественные гимнасты в выступлениях наиболее полно выражают всю гамму человеческих чувств от любви до агрессии с акцентом на светлых эмоциях, конечно. Максимальное проявление артистизма, на мой взгляд присуще именно им (пришедшая в свое время в гимнастику из балета Юлия Барсукова, на мой взгляд до сих пор является самой непревзойденной звездой артистизма; «лучшая балерина среди гимнасток и лучшая гимнастка среди балерин», писали про нее).
Аэробные гимнасты каждым своим выходом демонстрируют феерию, самые яркие улыбки и бешенный ураган эмоций, у них, как на карнавале самбы если нежные чувства и присутствуют, то в очень завуалированном виде; гораздо больше ценится яркость, зрелищность, насыщенность выступления.
- Визуальный образ:
Еще совсем недавно костюмы гимнасток были достаточно простыми в стилистическом решении, а визаж и декорирование лица/прически недопустим. Времена меняются и современные правила сильно усложнившись и став более требовательными в техническом отношении сейчас предоставляют гораздо больше свободы (в определенных пределах) для визуального украшения спортсмена.
Спортивные гимнастки по-прежнему держат пальму сдержанности в подходе к украшательству. Но и в их рядах, очень похорошевших за последнее время все чаще и чаще проскальзывают все те же нотки нашего времени (а какой купальник я видел у Гюльнары Зиганшиной…респект…). Однако слитный купальник спортивного типа, без юбочки навряд ли изменится в ближайшее время. Одежда гимнастов-мужчин еще более консервативна.
Художественные гимнастки давно уже смели все препоны на этом пути, костюмы их сами по себе уже произведения искусства, родители и профессиональные дизайнеры уделяют этому вопросу очень много внимания и результат не замедлил сказаться. Многие родители, да и тренера собирают свои коллекции фотографий купальников (вернее фотографий выступления гимнасток, где во главу угла ставится удачно снятый красивый купальник, а что там творит спортсменка – не суть важно). Не подумайте, это не фетишизм, отнюдь, это целое поле для фантазии, и там есть на что полюбоваться и поучиться.
Аэробные гимнасты в отношении костюмов наиболее многообразны – тут и юбочки и брюки, напульсники и повязки - да чего только не встретишь на аэробистах. К тому же в их среде работают и мальчики, что дает еще одну грань свободы для самовыражения, причем мальчики ни в чем не уступают в отношении имиджа, совсем как у танцоров. Не забудем, что и работают они не босиком и не в гимнастических получешках, а в кроссовках и носочках…мелочь, казалось бы, но совсем иной облик в результате.

Но не забываем, что все это спорт со всеми вытекающими визуальными и эмоциональными последствиями, поэтому помните: гимнаста нельзя жалеть и нельзя отворачиваться. Только любя и понимая их и их Мир можно помочь им в этом нелегком и таком прекрасном пути, даже если ты всего лишь фотограф на турнире.
(а что за песня их тонкие, длинные руки с четко прорисованными мышцами и сильными линиями вен под тонкой кожей; и лица их среди толпы узнаешь безошибочно, да разве их можно спутать? сорри за оффтоп).

- Предметная составляющая (съемка выступления гимнаста с предметом и без существенно отличается, это как снимать индивидуалов и пары – там мы работаем с чувствами одного человека, здесь – с парным взаимодействием):
Спортивные гимнасты немыслимы без специально оборудованного зала со всеми снарядами, так вошедшими в их образ – бревна, брусья, кольца… выступление гимнастки проходит на них. Даже пол для произвольной программы пружинящий.
Художественные гимнасты выступают на мягком ковре (единственный их снаряд), но уже с различными предметами, получаем шесть индивидуальных программ: без предмета, мяч, обруч, скакалка, булавы, лента.
Аэробная гимнастика для выступлений требует специальное жесткое гладкое покрытие паркетного типа и из предметов использует лишь степы – специальные подставки для работы в одноименном виде (Степ, FT-ST по классификации FISAF)
- Количественная составляющая:
Спортивные гимнасты выступают индивидуально.
Художественные гимнасты выступают как индивидуально, так и в групповом (группа 6 человек) и показательном вариантах (состав и количество участников произвольные, не регламентируется). Максимальное количество гимнасток, выступающих в показательном номере из тех, что мне довелось видеть было человек 150, на Гран-При Дерюгиной в 2005г.
Аэробная гимнастика выступает по шести видам: индивидуально (девочки, SA-W, мальчики, SA-M), пары (мальчик-девочка, SA-MP), тройки (смешанный состав из 3-х человек, SA-T), база (группа 6 человек, FT-FT), степ (группа 6 человек, FT-ST), фанк (группа 6 человек, FT-HT).

Выступление гимнастов проходит в течении очень короткого отрезка времени – от 1мин30сек индивидуалов до 2мин30сек групповиков.

Описанные выше подробности относятся, как правило к выступлению спортсменов на соревнованиях. Однако технически грамотные снимки безукоризненных кульминационных фаз выступления могут скоро приесться… они, как Доска Почета – очень явно говорят о достижениях спорта, ничего, по сути не рассказывая о его внутреннем мире.

Прикрепленное изображение: post-1-1154630311.jpg

Мне представляются крайне интересны фотографии рабочих моментов – и тренировок, и подготовки к выступлению и просто фотографии этих детей в обычной жизни. Все это история, именно из этих моментов складывается их жизнь, а фото с выступления – лишь кульминация определенного участка развития спортсмена. И как показывает опыт – такие зарисовки очень интересны и им.

Прикрепленное изображение: post-1-1154630368.jpg

К тому же гимнасты (и девочки и мальчики) как правило потрясающе работоспособны, они отличные артисты и позволяют реализовать себя не только на спортивном поприще. Не стоит забывать и тот факт, что в среде гимнастов очень много красивых детей (да, детей; это самый детский вид спорта, гимнастки старше 16 лет встречаются очень редко). Тренера и родители четко связывают этот факт с тем видом спорта, которым они занимаются, что вполне закономерно – прикосновение к прекрасному и на зрителях сказывается (вспомним к примеру лица футбольных фанатов и лица людей, пришедших смотреть выступление гимнастики).

Прикрепленное изображение: post-1-1154630436.jpg

Технические подробности:

Сразу оговорюсь, что снимаю пленочной камерой TOП-уровня Pentax Z-1p. Использование цифровой репортажной камеры конечно будет иметь свои особенности.
Съемочная площадка: стандартный ковер гимнастов имеет размер 12х12 метров плюс 2 метра защитной полосы. Точку съемки выбирают наиболее удобную каждый сам для себя (если это не ограничивается руководством турнира), я очень люблю низкие, 0,5 метра от уровня пола боковые точки с небольшим, 1-3 метра отклонением от оси диагонали,. Они дают прекрасный ракурс на большую часть элементов, в том числе на большие прыжки, проходящие как правило по большим диагоналям, съемка же с нижней точки визуально увеличивает высоту прыжка гимнастки.
Оптимальный диапазон фокусных расстояний оптики, позволяющий грамотно отснять одиночное выступление гимнастки, учитывая их рост в возрасте 5-16 лет (1м-1.8м) и размеры ковра составляет 80-400мм, желательны наиболее светосильные профессиональные экземпляры (F 2,0-2,8).
Выдержка тоже значительно варьируется в зависимости от возраста и разряда гимнасток. Так, малышей можно снимать на 1/90 – 1/125 – их выступления невысоки по темпу, энергичные прыжки и махи отсутствуют, большая часть выступления приходится на гибкость, равновесия и позочки. Съемка с рук 300мм объективом на 1/125 позволяет получать очень хорошие результаты даже в движении на невысоких скоростях.

Прикрепленное изображение: post-1-1154630689.jpg

Съемку мастеров тоже можно вести на этих выдержках, если ограничить съемку равновесиями и стартовой/финальной точками.

Прикрепленное изображение: post-1-1154630752.jpg

Выступления с мячом (самый лирический предмет в гимнастике) и без предмета, особенно на плавных, нежных музыкальных композициях тоже позволяют работать с низкими выдержками. Однако прыжки, махи, повороты и энергичные предметы, особенно скакалка, булавы, лента мастерами проводятся в столь высоком темпе, что выдержка короче 1/250 позволит получить лишь сильно смазанное изображение, рабочий диапазон в таких случаях будет 1/250-1/350. Использование вспышки в режиме слабой подсветки (-1-2ev) позволит сделать снимок более четким не поднимая выдержу выше 1/250 и не получая ярко выраженного вспышечного эффекта.

Прикрепленное изображение: post-1-1154630831.jpg

По освещенности и оформлению большая часть залов очень далека от совершенства, все мы помним полутемные залы с крашеными зеленоватой масляной краской стенами, где зрителям и участникам даже сидеть порой не на чем. И тем не менее большая часть турниров начального уровня проходит именно там. И как бы не сетовали на то, что «вспышка – смерть для хорошей фотографии» снимать все равно надо, особенно когда на ISO 1600 и F2,8 результирующая выдержка будет 1/45-1/60, а выступают мастера. Результаты довольно специфические, но современная цифровая печать и грамотное использование TTL-согласованной вспышки позволяют получать очень хорошие фотографии, даже не смотря на «красный глаз», в принципе тоже маскируемый при печати.
0

#21925 Пользователь не на сайте   Philipp K Значок

  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 19 Август 2006 - 21:01

Сайт автора
0

#28534 Пользователь не на сайте   Shepa Значок

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 04 Октябрь 2006 - 09:19

Небольшое дополнение.
На международных соревнованиях вспышкой пользоваться запрещено.
С недавних пор стали пытаться запрещать и заносить в зал фотоаппарат.
В залах ВСЕГДА темно. Konica 1600 лучше всего (лучше как 1200). Помогает монопод или упереться в ограждение. Хотя моноподы и штативы обычно заносить в зал запрещают.
На 2.8 в фокус попасть не просто.

Это всё бюджетником 70-210. На полностью открытой или чуть прикрытой (F5.6-:). Медленнее 1/125 даже не пытайтесь. Только на вручении медалей :) 300 мм было-бы лучше, но сложно кадрировать если нет опыта. За день соревнований может улететь больше 3-х пленок, даже не заметите - лучше сразу для себя решить кого надо снять, а кого нет. Соревнования обычно 3 дня.

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Сообщение изменено: Shepa (04 Октябрь 2006 - 09:25)

0

#406390 Пользователь не на сайте   maygliby Значок

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 24 Февраль 2011 - 00:55

Наши дети в клубе оздоровительной гимнастики "Маугли"maygli.by

Миниатюры

  • Прикрепленное изображение: DSCi1843201005Sun225422.jpg
  • Прикрепленное изображение: DSCi4963201012Wed153343.jpg

Сообщение изменено: maygliby (24 Февраль 2011 - 00:59)

0

#406392 Пользователь не на сайте   maygliby Значок

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 24 Февраль 2011 - 01:02

Детская гимнастика

Миниатюры

  • Прикрепленное изображение: Picture_438200910Tue152224.jpg
  • Прикрепленное изображение: DSCi4852200911Wed234800.jpg

0

#411773 Пользователь не на сайте   Theorist Значок

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 17 Март 2011 - 19:30

Великолепно. Предстоит снимать восточные танцы, немного не в тему, но похоже по условиям. Материал заряжает.
0

#411780 Пользователь не на сайте   ХоСе Значок

  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 17 Март 2011 - 19:47

 Theorist (17 Март 2011 - 19:30):

...Предстоит снимать восточные танцы, немного не в тему, но похоже по условиям.

"Восточные танцы" фотографировать проще, ибо там динамика совсем иная, нежели в гимнастике.
0

#412767 Пользователь не на сайте   Senna Значок

  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 22 Март 2011 - 00:22

не скажи. Динамика там будь здоров какая. Сам недавно в одном клубе восточные танцы снимал. Сидел за ближайшим к площадке столиком с края площадки. Снимал со вспышкой SB-800 с лайтсферой, с отражением от потолка. В основном использовал объектив Токина 28-80 2,8. Камера Д300 с режиме следящего фокуса. Этой связкой нормально справился. Брак был конечно, но выход хороших кадров достаточно большой. Единственно - надо постоянно отслеживать перемещение танцовщиц по площадке и оперативно зумировать. Поэтому палец постоянно был на кнопке спуска, чтобы задействовать следящий фокус, а левой рукой непрерывно крутил зум объектива. А вообще конечно от зала зависит. И от места фотографа в нём.
0

#412798 Пользователь не на сайте   ХоСе Значок

  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 22 Март 2011 - 07:42

 Senna (22 Март 2011 - 00:22):

не скажи. Динамика там будь здоров какая.

Я знаю, т.к. фотографировал неоднократно :) Ну и гимнастику снимал, как спортивную, так и художественную. Поэтому есть основания для выводов :)
0

Сообщить об этой теме:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете отвечать в этой теме

Похожие темы
  Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Нет тем.

1 посетителей читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых