Дешёвый и компактный колорметр? Идея для обсуждения
#243273
Отправлено 29 Апрель 2009 - 12:19
Появилась такая мысль.
Задача
Устройство для измерения цветовой температуры.
Как можно компактнее и дешевле.
Достаточная точность: +/- 100К.
Свет только постоянный, но довольно широкого диапазона (пленэр).
Идея решения
Берём простой КПК с камерой (стоимость 8-10 тысяч).
На месте съёмки камерой снимаем серую карту (или используем молочную насадку или что-то ещё).
Довольно простой программой считаем по отклонению от серого цветовую температуру, показываем какие конверсионные и коррекционные фильтры нужны.
В итоге устройство заменяет для такой задачи колорметр (стоимость от 30 тысяч) и, плюс, является ещё и КПК
Возможно ли такое или нет?
На каком диапазоне цветовых температур возможна желаемая точность?
Знаете ли вы о подобных готовых решениях и опыте их использования?
#243276
Отправлено 29 Апрель 2009 - 12:38
Достаем на пленере вместе с термосом еще и цифромыльницу. Делаем снимок.
Переводим мыльницу в режим ручной установки баланса белого, и по сделанному снимку подбираем цветовую температуру "чтоб примерно так и было".
Считываем показания температуры и осознаем собственную крутизну.
Как вариант номер 2:
После второго термоса вспоминаем старый дедовский способ - перевести мыльницу на баланс по белому листу.
Фотаем белый лист (иногда годится нижнее белье), дальше мыльница сама поставит что надо. На цветовую температуру забиваем.
Как вариант номер 3:
Вспоминаем про цветовую температуру только на следующий день, когда прошла голова и во рту не так погано.
Выставляем в рав-конвертере что надо и успокаиваемся.
Ps. Колориметр продаем, деньги пропиваем.
#243285
Отправлено 29 Апрель 2009 - 13:32
Не уверен, что мыльница будет показывать те же значения (также калибрована), как колорметр.
И, наконец, сложновато будет пересчитывать ЦТ в майреды, необходимые для выбора светофильтра.
В нормальном колорметре три калиброванных чувствительных элемента, каждый за своим рассчитанным аддитивным светофильтром. Отсюда должна быть точность в части линейности замеров при разной освещенности, а это важно. Кроме того, колорметр меряет по двум осям: LB (light balance, ось желтый-синий) и CC (color correction, ось пурпурный-зеленый), иногда это также полезно.
#243306
Отправлено 29 Апрель 2009 - 15:21
Появилась такая мысль.
Возможно ли такое или нет?
На каком диапазоне цветовых температур возможна желаемая точность?
Знаете ли вы о подобных готовых решениях и опыте их использования?
Не совсем поняла задачу. Для чего нужно измерять цветовую температуру окружающего света? Для правильного ББ или для других целей? Цветовую температуру окружающего света неплохо замеряет калибратор Eye One Display 2. Для этого не обязательно иметь супер-дисплей. Достаточно установить программу калибратора на любой простенький лаптоп, который можно взять на пленер вместе с калибратором. Один из первых шагов калибровки - определение температуры и яркости падающего света.
#243335
Отправлено 29 Апрель 2009 - 17:53
Знать при съёмке приблизительное реальное значение, чтобы:
1) скорректировать значительную часть отклонения от дневного света фильтром при съёмке. Ту часть, которая сильно уменьшает количество информации для "вытягивания" цветов raw/слайда при пост-обработке, "забивая" один из цветовых каналов/слоёв эмульсии и оставляющих недостаточное количество информации в остальных.
2) Представлять степень отклонения, которая, несмотря на фильтр, попадёт на фотоматериал - иметь возможность оценить её до съёмки с худ. точки зрения.
Идеально, если будет возможность оставить для пост-обработки подстройки в пределах 200К.
Что касается цветовых налётов - CC-фильтров, соответствующих замеров и расчётов, - то, думаю, в рамках моей узкой художественной пейзажной задачи я могу этим принебречь при съёмке. Т.е. органичиться при съёмке только корректировкой сильных сдвигов ББ. Ибо нет цели получить окончательный суперточный слайд - основная задача - сохранить полноценную информацию о цвете во всех каналах.
Для такой узкой задачи колориметр и вагон фильтров к нему кажется избыточным. Отсюда и желание чего-то попроще, подешевле и, по возможности, покомпактнее и полегче - хочется понять насколько такое возможно с КПК.
С другой стороны, исходя из того, что для сдвигов температуры будет на практике использоваться ограниченное количество фильтров, можно пойти и "компактным" путём - снимать тест через какую-нибудь крышку для измерения ББ с принудительным дневным ББ и сравнивать результат на экране с готовыми картинками под каждый имеющийся фильтр, добытыми опытным путём. Это и практичнее, и технически проще, и в качестве этюдника/фотоблокнота сойдёт.
Сообщение изменено: Сергей С. (29 Апрель 2009 - 17:54)
#243349
Отправлено 29 Апрель 2009 - 19:11
Для начала необходимо принять во-внимание, что даже при дневном (5500К) свете матрица цифроаппарата уже несбалансирована по каналам (зеленый выпирает) это сделано в виде компромисса, для того, чтобы матрица могла приемлемо работать при искусственном (примерно 2800К) или закатном (примерно 3500К) освещении. Таким образом, если освещенность ровно 5500К, то для точной балансировки каналов цифровых зеркалок уже показан пурпурный фильтр, обычно 30-40%. Данные, которые Вам покажет колорметр прекрасно подходят для исходно сбалансированной под конкретное освещение пленки. Но если Ваша задача - поканальный баланс на матрице, то температурный сдвиг тут не совсем поможет.
Подробнее по этой теме можно почитать у разработчиков LibRAW:
Цитата
Как имеющий колорметр, замечу, что в случае узкой художественной пейзажной задачи достаточно натренироваться определять необходимость 2-х или 3-х фильтров на глазок, с дискретностью 30-40 майред. В принципе, это возможно по-опыту, да... Но на мой взгляд лучше всего взять у кого-нибудь в аренду нормальный колорметр и походить с ним неделю-две-три. Ибо простые комбинации цифромыльницы или еще чего могут показывать погоду на марсе. С другой стороны, никто не мешает прямо сейчас походить с цифромылом и посмотреть какие значения она выдает по серой карте на солнце и в тени. Запомнить эти закономерности.
Цитата
Идеально, если будет возможность оставить для пост-обработки подстройки в пределах 200К.
200K - это дофига при искусственном освещении, и совершенно незначимо на пленере в тени, освещенной светом ясного синего неба.
Поэтому установка порога в Кельвинах немного нерациональна. Лучше привыкать мыслить сразу в mired'ах. Впрочем, это уже мелочи.
#243557
Отправлено 30 Апрель 2009 - 18:06
multiformat amateur (29.4.2009, 20:11):
Большое спасибо за задание направления!
Переосмыслил постановку задачи - очень многое встало на свои места (расчёты именно в майредах, конечно, не мелочи).
Для пейзажных условий, ради которых я пустился в эти изыски - сумерки, пасмурное небо сверху и снег снизу, предзакатное и послерассветное солнце, - похоже, достаточно 3-4 фильтров (81B, KR6, KB3, KB6?) - грех не попробовать пойти опытным путём.
А в случае неудачи такого подхода к фильтрам всегда можно докупить колорметр
Хотелось бы уточнить вот какой момент. Как я понял, точность 30-40 майред это ваша оценка возможностей пост-коррекции raw (в общем и целом я с такой оценкой согласен). А каково ваше мнение по такому допуску для современного цветного слайда/негатива? В какой промежуток вокруг 182М нужно попасть?
#243584
Отправлено 30 Апрель 2009 - 19:51
Если для непосредственного просмотра, то уже заметно применение фильтра 81В, а вот 81 еще незаметно. Вообще считается, что средняя средняя сравнительная чувствительность глаз — порядка 15 майред, и точнее корректировать смысла нет. Если же использовать слайд как промежуточный этап, как этакий пленочный RAW на сканирование... то шаги коррекции могут быть такие же, как и для прочей цифровой обработки. Те же самые 30-40 Майред.
Таким образом, разумные фильтры для слайдов для просмотра: 81B + 81D
Для слайдов, предназначенных на оцифровку: скорее 81С или 81D + 85С
Тут еще такой нюанс: сильные перепады (70-80 майред) это чистая тень под ясным голубым небом. Но сюжеты такого рода как правило имеют не только тени, но и участки освещенные нормальным солнцем. Таким образом полностью их компенсировать плотным фильтром нельзя, света поплывут. Достаточно половинной коррекции, т.е. тех же самых 35-40 майред. С коррекцией в холодную сторону сложнее. Как правило чисто технически тонкая коррекция не нужна, за исключением съемки при лампах накаливания. Художественно в практике фотографии иногда применяется сильная коррекция в холод для сугубо художественного утрирования (например съемка под ночь). Но в этом смысле технических рекомендации по плотностям дать сложно, зависит от требуемого настроения. А для съемки же при лампах накаливания, Вы наверное и сами знаете.
#982004
Отправлено 25 Октябрь 2015 - 16:18
Николай Смородин (25 Октябрь 2015 - 16:01):
Купите спектрофотометр, будет и точнее, и долговечнее. Колориметр живет не дольше двух лет, затем его характеристики меняются, и он начинает врать.
В колориметре используются фильтры, а спектрофотометр считает количество фотонов по каждому диапазону спектра (точность - 3 нм), и уже по нему строит колометрические координаты.
К тому же спектрофотометр можно использовать для калибровки и характеризации принтеров.
#982421
Отправлено 26 Октябрь 2015 - 17:13
Julysha (25 Октябрь 2015 - 16:18):
В колориметре используются фильтры, а спектрофотометр считает количество фотонов по каждому диапазону спектра (точность - 3 нм), и уже по нему строит колометрические координаты.
К тому же спектрофотометр можно использовать для калибровки и характеризации принтеров.
Вы ветку читаете? Речь совершенно о другом агрегате..
#982710
Отправлено 27 Октябрь 2015 - 12:48
Николай Смородин (25 Октябрь 2015 - 09:55):
Добрый день! Какую марку автомобиля посоветуете?
И как прикажете отвечать на такой вопрос? Даже непонятно, нужна ли Вам фура, карьерный самосвал, спорткар или крошечная малолитражка. На бензине или на дизеле.
Julysha (25 Октябрь 2015 - 16:18):
В колориметре используются фильтры, а спектрофотометр считает количество фотонов по каждому диапазону спектра (точность - 3 нм), и уже по нему строит колометрические координаты.
У меня есть двадцатилетний Минольтовский колорметр (компактный и оперативный прибор для цветовой коррекции во время съёмки), который и сейчас просто замечательно точен (для съёмки) и был гораздо более молодой АйВан, который начал врать как последняя сволочь. Счётчиков фотонов там нет, даже фотоумножителей там нет, там всё очень тривиально и ширпотребно. Кстати, нет АйВанов с точностью менее 10нм.
Сообщить об этой теме:
Название темы | Автор | Статистика | Последнее сообщение | |
---|---|---|---|---|