Club Nikon: FAQ: Управление внешними импульсными источниками света - Club Nikon

Перейти к содержимому





  • (25 страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете отвечать в этой теме

FAQ: Управление внешними импульсными источниками света (внешние вспышки а-ля SB-NNN и студийные моноблоки)

#316444 Пользователь не на сайте   Andrey Значок

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 17 Февраль 2010 - 07:34

На Форуме очень часто повторяются одинаковые вопросы по поводу работы с внешними вспышками, их режимами и т.п. Решил собрать и систематизировать ответы на все вопросы в одном месте.

1) Принципиального отличия в использовании в качестве источников света внешних вспышек (а-ля SB-NNN (Metz, Sigma и т.д.), далее просто «внешние вспышки») и студийных моноблоков НЕТ. Отличие указанных двух типов источников заключаются в:

a) мощности,
б) ассортименте используемых насадках;
в) наличии «правильного» пилотного света у студийных моноблоков (почти у всех);
г) возможности управлять «внешними вспышками» с помощью никоновской Creative Lighting System (CLS).

Поэтому эти два типа импульсных источников света и объединены в одной теме. Для управления внешними источниками света должен быть один (и только один) прибор, осуществляющий «Управление» (далее Master) и несколько (если они есть) «Ведомых источников света» (далее Slave). Мне не нравится термин «Ведущая вспышка», т.к. в роли управляющего модуля (Master) может выступать, к примеру SU-800 или инфракрасный пускатель (IR), которые не явлются самостоятельными источниками света. И речь, о которых также пойдет в данной теме.

На фотографии примеры импульсных источников света:

a) студийный моноблок Hensel Integra Pro 500 с зонтом Photoflex;
б) накамерная внешняя вспышка SB-800;
в) простейшая внешняя вспышка со светоловушкой Quantaray MS-1;
г) вспышка встроенная в камеру Nikon D7000.

Не смотря на существенную разницу в размерах этих устройств, все они объединены одним принципом работы.

Размещенное изображение

И для иллюстрации, данная фотография сделана на цифровую "мыльницу" Canon S50, которая поджигала студийный моноблок Hensel с софтбоксом, посредством своей встроенной вспышки. Но, об этом более подробно будет рассказано ниже.


Можно использовать одновременно оба типа источников, т.е. комбинировать студийные моноблоки и «внешние вспышки». Исключение — особые гурманы, которые не считают возможным использовать одновременно даже Hensel 500 и Hensel 1000 из-за производимой разными импульсными источниками разницы в цветовой температуре. На принцип управления это не сказывается, поэтому мы закроем глаза на имеющуюся разницу в цветовой температуре. Причем, при совместном использовании «внешних вспышек» и студийных моноблоков, в качестве Master могут выступать любые устройства, поддерживающие такую функциональность, исключая устройство SU-800, умеющее рабоать как Master только для системы CLS и не умеющее "поджигать" студийные моноблоки.

Не существует (по крайней мере, мне не известна) формулы пересчета мощности студийных вспышек, которые, как правило задаются в Дж, в Ведущее число (GN), используемое в техническом описании «внешних вспышек».

Дополнение от Доброго Гения: Путем сложных преобразований и с учетом некоторых допущений, можно перевести Джоули в ведущее число (см. страницу 3 в данной ветке).
Для особо любопытных Hensel 500 Pro c зонтом Hensel 32” на отражение на 2.5 стопа мощнее, чем SB-800 с таким же зонтом на полной мощности на фокусном 14 мм. Далее, кому не лень могут пересчитать для других фокусных и других насадок.

2) Существуют следующие способы управления внешними источниками света:

2.1) Никоновская Creative Lighting System (CLS);
2.2) Световым импульсом;
2.3) Инфракрасным (Infrared (IR)) пускателем;
2.4) По радио сигналу;
2.5) Проводное управление.

2.1) Никоновская Creative Lighting System (CLS) (далее CLS)

Это единственный беспроводный способ управления внешними источниками света в автоматическом режиме. Все остальные типы беспроводного управления (т.е. кроме пункта 2.5) подразумевают «ручное» выставление мощности источников (исключение устройства Pocket Wizard и некоторые другие радиосинхронизаторы, например, Pixel TR-331 Nikon Flashgun i-TTL Trigger (спасибо гелО).

Данный тип управления существует только для «внешних вспышек». Управлять студийными вспышками с помощью CLS нельзя. Следовательно, при работе со студийным светом можно забыть об автоматике (об исключении, при использовании устройств Pocket Wizard, речь пойдет ниже). О способах определения правильной экспозиции в данном случае мы рассмотрим в соответствующем разделе.

CLS управление может буть сделано с помощью:

2.1.1) Встроенной в камеру вспышки;
2.1.2) Внешний вспышки, которая может работать в режиме ведущей;
2.1.3) Управляющего модуля Nikon SU-800.

2.1.1) Управление с помощью встроенной в камеру вспышки.

Для того, чтоб камера могла работать в роли Master, у встроенной вспышки должен быть режим Commander Mode.

Следующие камеры имеют такой режим у встроенной вспышки:

D810
D800
D800E
D750
D700
D300s
D300
D200
D90 (Подтверждено: спасибо SAV)
D80 (Исправлено: спасибо Andrew_74)
D7000
D7100
D7200

D70s
D70

Две последние камеры могут управлять только одной группой внешних вспышек. Остальные камеры в этом списке могут управлять двумя группами независимых вспышек.

Управление осуществляется с помощью встроенной вспышки, следовательно нельзя использовать CLS режим с опущенной встроенной вспышкой. Встроенная вспышка, в этом случае, выступает в качестве еще одного независимого источника света. И, как следствие, даже на камерах, которые позволяют выставить ее мощность в 0 («--»), ее вклад, хоть и очень слабый, будет, как правило, заметен в общем рисунке. Этого можно избежать использую защитный экран Nikon SG-3IR на встроенную вспышку.

Размещенное изображение

Управление осуществляется очень просто. Встроенная вспышка переводится в режим Commander Mode, выставляются желаемые режимы (ручной, TTL, АА и т.п.), как для встроенной вспышки, для и для всех групп, по которым будут распределены ведомые вспышки.
У камер D70(s) есть одна особенность: встроенная вспышка должна быть установлена на канал 3, а ведомые вспышки быть в группе А. На остальных камерах канал и группы можно выбирать произвольно, надо только следить, чтоб на Master и всех Slave источниках все было согласовано.

Теоретически, при использовании режима CLS, в качестве Slave могут использоваться (полностью в ручном режиме) и «не-CLS» источники (как «внешние вспышки», так и студийные моноблоки). Но, такие источники должны обладать двумя свойствами: иметь светоловушку и уметь "пропускать" все предварительные вспышки, осуществляемые в режиме CLS, которых может быть больше одной. Следовательно, срабатывание "по второй вспышке" не гарантирует правильный результат. Есть ли такие "умные" импульсные источники, мне не известно.


2.1.2) Управление с помощью внешний вспышки, которая может работать в режиме ведущей;

Режим ведущей вспышки есть у:

SB-910
SB-900
SB-800
SB-700
Sigma 610 Super
Sigma 530 Super
Sigma 500 Super
Metz 58
Metz 54
Metz 52 AF-1
Nissin Di866
Genesis 692n
Yongnuo YN-568EX II (не путать с простой YN-568EX)
Meike MK910
Meike MK320N


Эти вспышки могут управлять тремя незавсимыми группами ведомых вспышек и выступать, также как и встроенная вспышка, в качестве еще одного независимого источника света.

Управляющая вспышка (перечисленные выше) ставится на камеру в горячий башмак или выносится вне камеры с помощью шнура SC-28(29).

Для использования такого режима, управляющая вспышка (Master) должна быть выставлена в режим Master (логично из названия). Режимы для Master вспышки и всех групп, задаются аналогично описанию в режиме 2.1.1) (управление с помощью встроенной вспышки).

Как и для встроенной вспышки, исключить полностью вклад в рисунок от Master вспышки очень сложно, но ее можно направить в сторону от объекта съемки.


2.1.3) Управление с помощью управляющего модуля Nikon SU-800.

Размещенное изображение

Размещенное изображение

Данное устройство может управлять тремя независимыми группами вспышек. Все управление аналогичное описанному в предыдущем пункте. Цена сравнима со вспышкой класса Nissin Di866 или SB-800, но из преимуществ, по сравнению с покупкой дополнительной вспышки можно назвать: малые габариты и вес, полное отствие светового вклада от управлющего модуля, возможность задать отношение мощностей для ведомых вспышек (Nikon SB-R200), что часто используется в макро фотографии.

2.1.4) Ведомые вспышки в системе CLS.

В качестве ведомых вспышек при исользовании CLS управления могут использваться все «внешние вспышки», которые поддерживают режим Master (см. пункт 2.1.2)).

А также следующие вспышки, которые не могут работать в режиме Master, но могут быть ведомыми при использовании управления CLS:

SB-600
SB-R200
Metz 50 AF-1 (Добавлено 7 января 2011 г.: спасибо Володимир Петрів)
Metz 48 (Подтверждено: спасибо xenozauros)
Metz 44 AF-1
Nissin Di622 Mark II (только канал 1, группа А)
Yongnuo YN-568EX
Yongnuo YN-565EX
Yongnuo YN-EX600 (другое название YN-560EX (не путать с YN-560 без EX))
Yongnuo YN-510EX
Yongnuo YN-500EX
Oloong SP-660 II
Shanny SN600N
Shanny SN600S


Не такой уж и большой выбор, тем более, если учесть, что SB-R200 используется, в основном, для макрофотографии, и, как самостоятельный источник, к примеру, для портрета мало применима.

Для использования вспышки в качестве ведомой, на ней должен быть выставлен режим Remote и соответствующие группа и канал. Изменение режимов (TTL, AA, Manual и т.п.), требуемая компенсация и т.п. осуществляется с Master устройства (камера (см. пункт 2.1.1), SU-800 (см. пункт 2.1.3) или ведущая вспышка (см.пункт 2.1.2))

Это все возможные способы управлять «внешними вспышками» в автоматическом режиме (само-собой, CLS управление поддерживает и ручное управление).

Существуют два исключения из последнего утверждения.

2.1.6) Устройство Nikon SU-4 (ориентировочная цена $80), которое позволяет использовать TTL режим при дистанционном управлении «внешними вспышками». Это устройство может быть использовано только с определенной группой вспышек (производителем не специфицируется какими конкретно) и запускать «внешнюю вспышку» в режиме TTL даже с камер, которые не поддерживают Commander Mode. Но, это не CLS управление, и управлять вспышкой с присоединенным устройством SU-4 посредством CLS управления нельзя.

2.1.7) Pocket Wizard устройства Flex TT5 transceiver for Nikon i-TTL и Mini TT1 Radio Slave Transmitter for Nikon i-TTL. Данные устройства под Никон появились в начале 2012-го года и будут рассмотрены в разделе «Радио управление внешними источниками».

Первый важный вывод:

Для использования «внешних вспышек» в автоматическом режиме требуется:

либо
одна из камер, поддерживающая режим Commander Mode (они перечисленны в пункте 2.1.1) и одна или несколько ведомых вспышек (они перечислены в пункте 2.1.4);

либо
одна из вспышек с поддержкой режима Master (они перечислены в пункте 2.1.2), которая будет осуществлять основное управление и одна или несколько ведомых вспышек (они перечислены в пункте 2.1.4);

либо
управляющий модуль SU-800 (см. пункт 2.1.3), который будет осуществлять основное управление и одна или несколько ведомых вспышек (они перечислены в пункте 2.1.4);

либо
наличие на каждой ведомой вспышке модуля SU-4 (встроенного или внешнего).
(Более подробно будет описано в разделе «Управление с помощью светового импульса»)

либо
Pocket Wizard устройства Flex TT5 transceiver for Nikon i-TTL и Mini TT1 Radio Slave Transmitter for Nikon i-TTL, основные принципы работы которых будут описаны в разделе «Управление с помощью радио сигнала»).


Если Ваша камера не перечислена в разделе 2.1.1, то ее встроенная вспышка не может быть использована для запуска ведомых вспышек в режиме CLS.

2.2) Управление световым импульсом.

Это самое простое и самое дешевое решение по управлению внешними источниками света.

Практически любая встроенная вспышка, даже у мыльницы, способна выступать в качестве ведущей, как для «внешних вспышек», так и для студийных моноблоков, при данном способе управления. Единственное ограничение — у встроенной вспышки должен быть ручной режим (т.е. режим, в котором нет предварительных предвспышек, способных дезориентировать ведомые вспышки), либо все ведомые вспышки должны уметь пропускать первый предварительный импульс ведущей вспышки.

Например, первая фотография, на которые изображены некоторые импульсные источники была сделана на камеру Canon S50, встроенная вспышка которой запускала студийный моноблок Hensel.

Следовательно, ни о какой автоматике не может идти и речи. Все параметры съемки, включая экспозицию и мощности всех вспышек надо будет выставлять ручками. О том как это делать, и как правильно определить экспозицию чуть ниже.

На ведомые вспышки накладывается одно ограничение — они должны иметь встроенную (или внешнюю) светоловушку. Практически все студийные моноблоки ее имеют. Следовательно студийными моноблоками можно без проблем управлять при помощи обычной мыльницы.

Светоловушки бывают двух типов, и от типа светоловушки зависит какой режим должен быть на ведущей вспышке:

a) "Классическая светоловушка" - срабатывает от любого светового импульса, или как ее еще называют "светоловушка по первому импульсу":

При таком способе управления, ведущая вспышка ДОЛЖНА быть установлена в ручной режим. Никаких Commander Mode, никакой автоматике с предварительными предвспышками.

б) "Светоловушка способная пропускать предварительные оценочные вспышки (предвспышки)" и, которая срабатывает только по основному импульсу ведущей вспышки, так называемые "светоловушки по второму импульсу":

При таком способе управления, ведущая вспышка ДОЛЖНА быть установлена в любой режи, в котором есть предвспышки.

Ведомые вспышки с "классической" светоловушкой могут комбинироваться со студийным светом, так как управление студийным светом идет, как правило, без предвспышек. Ведомые вспышки с светоловушками по второму импульсу, в общем случае, не могут совместно работать со студийным светом. Зато вспышки второго типа могут работать с другими вспышками в режиме CLS (правда, все управление на такие вспышках, все равно будет ручным).

Некоторые накамерные вспышки обладают как светоловушками первого, так и второго типа. И, главное, для каждого режима ведущей вспышки (с предвспышками или нет), выбирать правильный режим светоловушки.

Из «внешних вспышек» встроенные светоловушки "классического типа" есть у:

SB-910
SB-900
SB-800
SB-700
Quantaray 900

"Светоловушки по второму импульсу" есть у:

Nissin Di622

Оба типа светоловушек есть у:

Metz 52 AF-1
Nissin Di866
Nissin Di866 II
Nissin Di622 II
Yongnuo YN-460
Yongnuo YN-460 II
Yongnuo YN-467
Yongnuo YN-500EX
Yongnuo YN-560
Yongnuo YN-560 II
Yongnuo YN-560 III
Yongnuo YN-560EX
Yongnuo YN-565EX
Yongnuo YN-568EX
Oloong SP-680
Oloong SP-690

Список внешних вспышек, обладающих светоловушками, тип которых мне пока не известен:

Metz 50 AF-1
Nissin Di466
Sigma 500 Super
Sigma 530 Super
Sigma 610 Super
Vivitar 285HV
Vivitar DF400MZ
Vivitar DF 383 Series 1
Cactus AF45
Bower SFD926N
Zeikos ZE-SB1000

У никоновских вспышек режим работы по световому импульсу называется SU-4, у других брэндов он может называться по другому, но по сути это не важно, ставите ведомую вспышку в данный режим и все. У студийных моноблоков такой режим называется Slave.

В продаже имеется множество «светоловушек», которые могут присоединены практически к любой «внешней вспышке». Фирменная светоловушка SU-4 была описана выше, но можно использовать и более дешевые решения.

Основное преимущество светоловушки Nikon SU-4 в том, что она позволяет работать не только в ручном режиме, а еще и в автоматическом, когда ведомая вспышка начинает и заканчивает одновременно с ведущей. Таким образом это некое промежуточное состояние между CLS управлением и полностью ручным управлением.

Теперь самое основное — как правильно выставить параметры съемки, когда работа происходит в ручном режиме. Под параметрами съемки подразумеваются выдержка, диафрагма и ISO, которые влияют на экспозицию и мощность источника света, будь то «внешняя вспышка» или студийный моноблок.

Начнем с выдержки. Выдержка должна быть не короче выдержки синхронизации камеры (исключение камеры D40 (добавлено: спасибо Mutexx) D50, D70(s)). Выдержка синхронизации — это наикратчайшая выдержка при которой полностью открыт затвор (шторки) камеры. Чтоб понять почему существует такое ограничение, надо вспомнить как работает затвор на зеркальных камерах. В момент нажатия спусковой кнопки, движение начинает одна из шторок, а вторая шторка начинает движение с некоторым запаздыванием, чтоб обеспечить установленную выдержку. И, если выдержка «длинная» (длиннее выдержки синхронизации), тогда первая шторка успевает закончить свое движение, до начала движения второй шторки. И все то время, когда первая шторка уже закончила движение, а вторая еще не начала, затвор остается полностью открытым. И в один из моментов, в зависимости от выставленных режимов на вспышке, пока полностью открыт затвор и срабатывает вспышка, позволяя сделать равномерно освещенный по всему полю кадр. Это верно как для «внешних вспышек», так и для студийных моноблоков. Если же выставить выдержку короче выдержки синхронизации, тогда вторая шторка начнет свое движение еще до того как первая шторка его закончит. Т.е. не будет ни одного момента времени, когда затвор полностью открыт, и как следствие — черная полоса (от шторки) по одной (или обоим) сторонам кадра.

Исключения из этого правила — камеры D40, D50 и D70(s), у которых «короткая» выдержка отрабатывается электронным образом, позволяя использовать любую выдержку при работе с «внешними вспышками» и студийными моноблоками.

На современных камерах и вспышках появился режим высокоскоростной синхронизации (FP), который позволяет использовать выдержки короче выдержки синхронизации. Эсли кратко, то это серия коротких импульсов, позволяющая осветить кадр равномерно, даже, когда ни в один из моментов затвор ни открыт полностью. Это работает только на соответствующих камерах и «внешних вспышках». Режим высокоскоростной синхронизации не работает со студийными вспышками. Студийные вспышки можно заставить работать на выдержках короче минимальной выдержки синхронизации, но, как правило, ничего хорошего из этого не выходит (см. раздел 3.0) Еще минус режима FP – резкое падение мощности (GN), т.к. вместо одного мощного импульса приходится давать серию малых по мощности импульсов.

Так как длительности импулса вспышки, как правило, существенно короче используемой на камере выдержки, то условно можно считать (это 100% верно при отсутствии любого внешнего освещения), что установленная выдержка на камере не влияет на экспозицию при использовании импульсных источников освещения. Главное, чтоб выдержка была не короче выдержки синхронизации. Исключение — ситуация, когда внешнее освещение может внести существенны вклад в общий рисунок, и тогда длительность открытия затвора влияет на окончательный результат.

Кратко, при работе с «внешними вспышками» и студийными моноблоками, ставьте выдержку равную выдержки синхронизации, либо на 1 (1/3, 2/3) стопа длинее ее.

Чувствительность (ISO). Чем меньше ISO, тем меньше шумов и тем качественнее получаемая картинка. При работе с внешним освещением, как правило, света достаточно, и, следовательно, надо ставить минимальное для Вашей камеры ISO и забыть про этот параметр.

Остается диафрагма и мощность источников света.

Диафрагма подбирается из желаемого ГРИП (Границы Резко Изображаемого Пространства). Т.е. хотите отделить объект от фона и побольше его размыть, открываете диафрагму по максимуму (т.е. ставите минимальное ее значение 1.4 .. 2.8 и т.п.). Хотите получить резкость от пуза и до горизонта, зажимаете диафрагму, на столько, на сколько позволяет объектив (f/11, f/16 … f/32). Либо выбираете один из промежуточных вариантов. Все очень просто.

Остается самое сложное — правильно выставить мощность источников. Для этих целей служит замечательный прибор — флэшметер. Принцип работы этого прибора очень прост — подключаете шнурком Master вспышку (если это возможно) и нажимаете спуск на приборе. Вы получите значение диафрагмы, которую надо выставить при данной мощности. Т.к. требуемую Вам диафрагму Вы знаете, то сразу можете определить на сколько стопов и в какую сторону, надо изменить мощность источника. После этого сделать контрольный выстрел флэшметром, чтоб убедиться, что изменения были сделаны правильно. Если Master вспышка не позволяет подключить шнурок от флэшметра, тогда переводите флэшметр в режим ожидания, когда он в течении некоторго времени ждет импульса вспышек и потом нажимаете спуск на камере, или поджигаете вспышки с помощью IR или радио пускателя (т.е. любым способом, который вы используете для запуска внешних вспышек). И Вы опять получите правильную диафрагму при выставленных мощностях источников. Если Вам надо выставить определенное соотношение мощностей между рисующим и заполняющим светом, тогда промер мощностей осуществляете по отдельности. Все.... очень просто.

Самый дешевый флэшметр, который позволяет комфортно работать — это Polaris, стоящий 150$. Если у Вас есть запас времени и терпения, тогда можно выставить правильную мощность источников используя камерную гистрограмму и серую карты.

Последновательность действий такая же, как и при работе с флешметром. Т.е. включаете источник(и) света, вклад которого(ых) Вы собирались замерить с помощью флешметра, на место в котором бы происходил замер, устанавливаете серую карту. Делаете несколько пробных кадров (обычно хватает 2-3), изменяя диафрагму, добиваясь того, чтоб пик гистограммы был ровно посередине в "окошке с гистограммой". Это и будет значение диафрагмы, которую бы показал экспонометр (проверено на нескольких экспонометрах) при соответствующем замере.

Далее, включаете следующую группу источников и повторяете процедуру ...

Если надо выставить отношение источников, к примеру 2:1, то вначале находите "верную диафрагму", а потом делаете необходимую поправку...

Единственный минус такого подхода - вместо одного (или нескольких замеров с помощью флешметра), надо сделать около десяти (зависит от сложности схемы и количества источников) пробных кадров и анализировать гистограмму.

Вывод: использование управления внешними источниками по световому импульсу - самое простое и дешевое решение. Минус такого решения - ведомые вспышки должны быть в прямой видимости ведущей вспышки.

Это не сложно осуществить в помещении, где световой импульс отражается от стен и потолка и все равно достигнет светоловушки и это сложно осуществить на открытой местности.

2.3) Управление с помощью инфракрасного (IR) пускателя.

Этот раздел будет очень кратким, т.к. все, что сказано относительно «управление световым импьсом» применимо и для управления с помощью IR пускателя. Т.е. такие же плюсы - дешевое решение, и такие же минусы - вне помещения с отражающими стенами, светоловушки вспышек должны быть в пределах видимости пускателя.

Устанавливается такой пускатель в горячий разъем камеры и, как правило, имеет только две кнопки управления — On/Off и кнопку тестового запуска.

На мой взгляд, инфракрасный пускатель — это прибор, который MUST HAVE (должен иметь) каждый фотограф. Стоит такой прибор в районе 20$ и дает гарантию, что в любой студии, с любой камерой (вдруг Вам случится работать с камерой, у которой нет Commander Mode или вообще встроенной вспышки), Вы сможете управлять внешними источниками света.

Преимущества IR пускателя, по сравнению с использованием «светового импульса» в том, что у Вас не будет вклада пускателя (для светового импульса — а-ля встроенной вспышки) в общий световой рисунок. Еще плюс — когда Вы выставляете световую схему в студии и промеряете источники света с помощью флэшметра (или по серой карте, как было описано выше), Вам не надо таскать за собой камеру, а можно запускать вспышки («внешние» или студийные) с помощью IR пускателя.

Минусы по сравнению с использованием "светового импульса" - "внешних вспышек" с поддержкой режима SU-4 (SB-900, SB-800 и т.п.), или при использовании адаптера SU-4, в случае "светового импульса" у Вас будет возможность работать в режиме TTL, при IR пускателе - всегда ручное решение.

Пример IR пускателя:

Размещенное изображение

Чтоб представить его размеры, фотография IR пускателя Inerfit, установленного на камеру D7000:

Размещенное изображение


2.4) Управление по радио сигналу.

Этот раздел будет еще короче, чем предыдущий, т.к. приниципиальное отличие управления по инфракрасному сигналу от управления по радио сигналу, только в том, что для управления по радио сигналу не требуется, чтоб передатчик и приемник находились в непосредственной видимости. Т.е. можно «стрелять из-за угла». Также управление по радио сигналу может быть использовано при ярком солнечном свете, когда управление по световому импульсу либо совсем не возможно, либо будет давать множество ложных срабатываний.

Т.е. это существенно более надежный способ, чем управление по световому импульсу. Но и более дорогой. Ни одна камера не оснащена радио пускателем (а встроенная вспышка есть практически в любой камере), ни одна «внешняя вспышка» не имеет встроенного радио приемника (по крайне мере, мне такие вспышки не известны, тогда как много «внешних вспышек» имеют светоловушки), только топовые модели студийных моноблоков имеют встроенные радио приемники (а светоловушки есть практически во всех студийных моноблоках). Следовательно, надо будет покупать как радио-пускатель, так и радио-приемник на (почти все) источники освещения. Можно, конечно комбинировать — запускать по радио-сигналу только одну вспышку, а все остальные будут срабатывать от нее по световому импульсу.

Топовые модели (Pocket Wizard) радио-пускателей-передатчиков стоят в районе 200$ (каждый), т.е. надо покупать пускатель за эту сумму и на каждый источник по приемнику за такую же сумму. Само-собой, покупать Pocket Wizard не обязательно, продается много более дешевых вариантов (с меньшей надежностью, совместимостью и т.п. и т.д.).

Если совсем недавно TTL и радиосинхронизаторы были несовместимыми понятиями, то прогресс не стоит на месте,
и сегодня на рынке, как минимум, 5 моделей синхронизаторов поддерживающих режим TTL. Сразу оговорюсь, что режим TTL
пока возможен только с соответствующими накамерными вспышками, для моноблоков такое только-только начинает появляться,
но работу в живую, пока, даже в Интернете нельзя увидеть, даже демо ролики.

Итак синхронизаторы, которые поддерживают режим TTL на никоновских вспышках:

1) Pocket Wizard MiniTT1 (передатчик) + Pocket Wizard FlexTT5 (передатчик/приемник);
2) Pixel King;
3) Phottix Odin;
4) Radiopopper PX;
5) Pixel Knight;

Не путайте с радиосинхронизаторами, которые имееют "сквозной TTL" на горячем башмаке.
Кроме горячего башмака, TTL сигнал на приемник не передается.

Radiopper и Pixel Knight это обычные "беспроводные TTL шнурки", которые позволяют только иметь TTL на ведомых вспышках,
но не позволяют менять мощности с передатчика, вводить разные поправки для разных групп и т.п.,
что позволяет никоновская CLS. Pixel Knight позволяет с передатчика включать/отключать группы (до 5-ти групп).

Pocket Wizard и Pixel King для получения полной функциональности CLS требуют управляющий модуль, которым может быть
либо внешняя вспышка с режимом Master, либо управляющий модуль SU-800.

Т.е. в отличии от камер Canon, где управления ведомыми вспышками осуществляется через меню камеры, у Никона, увы,
информация из Commander Mode меню не передается на горячий башмак, когда опущена встроенная вспышка. Как следствие,
управление, как сказано выше осуществляется либо внешней вспышкой с мастер режимом, либо SU-800, которые вставляются
в горячий башмак передатчика (либо Pocket Wizard, либо Pixel King).

Если даже наступит светлое будущее и комании Pocket Wizard, Pixel и Nikon договоряется, и информация из Commander Mode меню
будет поступать на горячий башмак камеры при опущенной встроенной вспышке, как сделано у Canon, то даже в этом случае,
потребуется, как минимум, купить новый соответствующий передатчик. Скорее всего, перепрошивкой поменять взятие управляющих
команд с верхнего горячего башмака, как сделано сейчас, на нижний горячий башмак, чтоб брать из камеры, будет не возможно.

Phottix Odin имеет передатчик, включающий управляющий модуль, аналогичный SU-800, с которого и происходит все управление
ведомыми вспышками.

Т.е. в отличии от владельцев камер Canon, на камерах Nikon одна вспышка, которая будет осуществлять управление,
ведомыми вспышками, должна работать вхолостую при использовании радиосинхронизаторов Pocket Wizard или Pixel King,
что является большим минусом.

И, как следствие, кажущая дешевизна Pixel King, обанчива, т.к., например, Phottix Odin, имеющий управляющий модуль в своем
передатчике будет стоить дешевле, чем Pixel King + SU-800.

Без управляющей внешней вспышки, или SU-800, что Pocket Wizard, что Pixel King теряют очень большую часть функциональности. Будет доступна только общая компенсация для всех ведомых вспышек сразу, не будет управления группами. Хотя второй минус на данный момент решен у Pocket Wizard посредством дополнительного устройства AC3 Zone Controller, с которого, посредством рычажков, можно управлять тремя независимыми группами ведомых вспышек. Pixel King пока только обещает выпустить аналог.


Размещенное изображение

Размещенное изображение


Дополнительно по управлению по радио сигналу советвую прочитать сообщение 29 (в данной теме), подготовленное уважаемым Mutexx.

2.5) Проводное управление.

2.5.1) Управление студийными моноблоками по синхрокабелю.

Для подключения стандартного провода, который идет в комплекте с любым студийным светом, на камере должен быть разъем Flash Sync Terminal.

Такой разъем есть на:

D3x,
D3s,
D3,
D700,
D300s,
D300
D200

Владельцы других камер должны купить AS-15 адаптер, который вставляется в горячий башмак и имеет требуемый разъем для подключения провода от студийных моноблоков. Также вспышка SB-800 (900) имеет соответствующий разъем и управление может идти через нее, на тех камерах, которые не оснащены таким разъемом.

Управление идет в ручном режиме, и главное не забываем о выдержке синхронизации (смотрите выше).

2.5.2) Проводное управление «внешних вспышек».

«Внешнюю вспышку» можно вынести в сторону от камеры с помощью шнурков SC-28 (29). Отличие между этими шнурками, то, что SC-29 имеет дополнительную подсветку. Стоят эти шнурки не дешево — 50-80$, но позовляют использовать все функции, которые были бы доступны «внешней вспышке» установленной в горячий башмак, включая все автоматические режимы, i-TTL, CLS и т.п.

Размещенное изображение

Размещенное изображение


Минус таких шнурков, кроме цены, в том, что они очень короткие, примерно 1.5 метра. Плюс — даже вынесенная в сторону на такое небольшое расстояние «внешняя вспышка», все ж лучше, чем «пых в лоб».

Дополнение от Mutexx: "YONGNUO производит аналог SC-28 длинной три метра по вполне демократичной цене".

3.0) Работа со студийными моноблоками на выдержках короче минимальной выдержки синхронизации камеры.

Идея метода запуска студийных моноблоков на выдержках короче выдержки синхронизации камеры заключается в том, чтобы «превратить» импульсный свет в "постоянный". А при постоянном свете, как мы знаем, проблем с короткими выдержками нет.

Исправлено (выделено "жирым шрифтом"), см. страницу 20 данной ветки
У любого моноблока есть такой параметр как «длительность импульса», точнее у моноблоков указывается сразу два значения t0.5 и t0.1. Которые указывают время за которое мощность падает до 0.5 * максимальный импульс и время за которое мощность падает до 0.1 * максимальный импульс. К примеру, для моих моноблоков Hensel Integra Pro 500 – t0.5 = 1/1600 сек, а t0.1 = 1/500 сек. Следовательно, если использовать выдержки короче, чем приведенные значения, то по логике, т.к. длительность свечения источника больше, чем установленная выдержка, то все время прохождения узкой щели затвора свет будет и кадр должен проэкспонироваться «нормально».

Но, увы, накладываются чисто механические ограничения - время движения щели между шторками вдоль кадрового окна. Т.е. если бы время t0.5, а еще лучше t0.9 (время за которое мощность падает до 0.9 * максимальный импульс) было бы длинее времени движения щели между шторками вдоль кадрового окна (=минимальной выдержки синхронизации), то все было бы хорошо, но, для большинства камер и большинства моноблоков это не так.

Два (известных мне) способа, как можно это сделать.

1) способ для бедных, в качестве пускателя используется накамерная вспышка в режиме FP. Т.е. в этом случае сигнал на срабатывание моноблока идет, не в момент, когда первая шторка завершила свое движение (как при обычной синхронизации), а в момент, когда она только начала свое движение (или, что-то около того), как того требует режим FP.

2) способ для тех у кого есть деньги (и не очень маленькие) — радиосинхронизаторы от Pocket Wizard (и аналоги от конкурентов) – MiniTTl1 (только трансмитер) и FlexTT5 (трансмитер и рассивер в одном флаконе). Конструктора Pocket Wizard дали возможность пользователю немного менять время подачи сигнала на запуск моноблоков, тем самым смешая время экспонирования в "хвост" импульса, пытаясь проэкспонировать кадр на спадающем импульсе, когда перепад освещенности между разными краями кадра будет меньше, чем на пике.

Но, увы, данные способы подружить студийные моноблоки с режимом синхронизации на выдержках короче минимальной выдержки синхронизации приводят к:

a) Сильной потери мощности, что делает такой способ малопригодным для практических применений;

б) Использование внешней вспышки в FP режиме в качестве пускателя имеет дополнительный минус - не понятно, где поймаем пик (это будет сильно зависить от комбинации "тип камеры + тип моноблока"), т.е. результат будем совсем малопредсказуем;

в) Устройства от Pocket Wizard (и аналоги) дают возможность укоротить выдержку в очень небольшом диапазоне (1/250 - 1/500) (при наличии внешнего освещения), чтоб перепад освещенности между разными краями кадра оставался в "разумных" пределах;

с) При отсутствии внешнего освещения - для целей "заморажевания" событий, лучше укорачивать импульс, чем пользоваться выше описанными способами, т.к. в этом случаевсе определяется длительностью импульса, а выдержка на камере может быть любой.


На этом начальная версия закончена. На последок можно отметить, что все указанные способы управления внешними импульсными источниками света можно комбинировать между собой. К примеру, одну вспышку зажигать по радио сигналу, а остальные по световому импульсу от первой. Или соединить какую-то группу вспышек проводами, и поджигать только одну по световому импульсу и т.п. и т.д.


Это начальная версия FAQ по данной теме, которую постараюсь дополнить по мере возникающих вопросов и комментариев.

Приветствуется любая критика, дополнения и комментарии.

2

#316461 Пользователь не на сайте   SAV Значок

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 17 Февраль 2010 - 10:00

Уточняю, D90 может управлять двумя группами независимых вспышек
0

#316472 Пользователь не на сайте   Andrew_74 Значок

  • Смотреть блог
  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 17 Февраль 2010 - 10:33

Просмотреть сообщениеSAV (17.2.2010, 10:00):

Уточняю, D90 может управлять двумя группами независимых вспышек

Nikon D80 - тоже двумя группами.
0

#316483 Пользователь не на сайте   димедрол Значок

  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 17 Февраль 2010 - 11:11

Я бы еще добавил, что не все внешние вспышки могут работать со студийными, а только те, у которых есть поддержка режима SU-4 (SB-800,SB-900), в противном случае требуется покупка внешнего синхронизатора (ловушки). Внешний синхронизатор (горячий башмак) может быть неудобен, потому что сделан абы как (у меня фальконовский просто раскололся под тяжестью SB-600 с четырьмя аккумуляторами)
Размещенное изображение
и городить последующий огород с шарнирным креплением синхронизатора к стойке и адаптером для зонта - дело не из благодарных. Поэтому, если ваша задача - снимать несколькими спидлайтами "а-ля студия", вариант нескольких дешевых вспышек без SU-4 может оказаться не практичным.


Хотелось бы в FAQ увидеть пару слов о минимальной выдержке синхронизации

Сообщение изменено: димедрол (17 Февраль 2010 - 11:22)

0

#316487 Пользователь не на сайте   димедрол Значок

  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 17 Февраль 2010 - 11:20

Практическое замечание.

При работе с моноблоком с отражающим зонтом, поднятым высоко на стойке, может оказаться (у меня такие ситуации были не раз), что свет пилотной лампы делает фотоловушку нечувствительной к достаточно слабому импульсу ИК пускателя или встроенной вспышки. На этот случай я призадумался о радио синхронизации.

В статье также неплохо бы упомянуть об управлении экспозицией в условиях студии. Собственно, универсальных способа два: диафрагма и мощность вспышки. Но, диафрагменный способ не инвариантен к результирующему изображению, а переключение мощности студийных вспышек часто имеет дискретный характер и варьируется в весьма узких пределах (до 1/8 или 1/4), что может сильно ограничить или сделать невозможным использование узкой ГРИП. Есть мнение, что в студии узкая ГРИП - это излишество. Я с этим, впрочем, не согласен.
0

#316570 Пользователь не на сайте   Andrey Значок

  • Автор темы
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 17 Февраль 2010 - 15:32

Просмотреть сообщениеSAV (17.2.2010, 2:00):

Уточняю, D90 может управлять двумя группами независимых вспышек


Спасибо, дополнил ссылкой на Вас.

Просмотреть сообщениеAndrew_74 (17.2.2010, 2:33):

Nikon D80 - тоже двумя группами.


Спасибо, исправил со ссылкой на Вас.
0

#316577 Пользователь не на сайте   Andrey Значок

  • Автор темы
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 17 Февраль 2010 - 15:40

Спасибо за Ваши подробные комментарии.

Просмотреть сообщениедимедрол (17.2.2010, 3:11):

Я бы еще добавил, что не все внешние вспышки могут работать со студийными, а только те, у которых есть поддержка режима SU-4 (SB-800,SB-900), в противном случае требуется покупка внешнего синхронизатора (ловушки).


В разделе об управлении с помощью CLS есть упоминание того, что дополнительно ведомыми могут выступать вспышки обладающие "светоловушками" (это не обязательно никоновские SU-4).

Более подробно об этом будет написано в разделе "ведомых вспышек в системе CLS" и в разделе про управление по световому импульсу.

Просмотреть сообщениедимедрол (17.2.2010, 3:11):

Хотелось бы в FAQ увидеть пару слов о минимальной выдержке синхронизации


Спасибо, добавлю, когда буду писать об определении правильной экспозиции при работе со студийным светом.

Просмотреть сообщениедимедрол (17.2.2010, 3:20):

При работе с моноблоком с отражающим зонтом, поднятым высоко на стойке, может оказаться (у меня такие ситуации были не раз), что свет пилотной лампы делает фотоловушку нечувствительной к достаточно слабому импульсу ИК пускателя или встроенной вспышки. На этот случай я призадумался о радио синхронизации.


Об плюсах и минусах того или иного метода синхронизации постараюсь написать в соответствующих разделах.

Просмотреть сообщениедимедрол (17.2.2010, 3:20):

В статье также неплохо бы упомянуть об управлении экспозицией в условиях студии. Собственно, универсальных способа два: диафрагма и мощность вспышки. Но, диафрагменный способ не инвариантен к результирующему изображению, а переключение мощности студийных вспышек часто имеет дискретный характер и варьируется в весьма узких пределах (до 1/8 или 1/4), что может сильно ограничить или сделать невозможным использование узкой ГРИП. Есть мнение, что в студии узкая ГРИП - это излишество. Я с этим, впрочем, не согласен.


Об этом будет тоже в разделе об определении правильной экспозиции при работе со студийным светом.

Спасибо.
0

#316782 Пользователь не на сайте   Andrey Значок

  • Автор темы
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 18 Февраль 2010 - 07:39

Добавлен раздел "Ведомые вспышки в режиме CLS". Также кратко упомянуты устройства SU-4 и новинки Pocket Wizard, которые позволяют управлять внешними вспышками с поддержкой TTL.
0

#317250 Пользователь не на сайте   Andrey Значок

  • Автор темы
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 19 Февраль 2010 - 16:54

Добавлен раздел по управлению внешними источниками по световому импульсу.
0

#317360 Пользователь не на сайте   димедрол Значок

  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 20 Февраль 2010 - 01:08

Цитата

2.2) Управление световым импульсом.

Это самое простое и самое дешевое решение по управлению внешними источниками света.

...

Следовательно, ни о какой автоматике не может идти и речи. Все параметры съемки, включая экспозицию и мощности всех вспышек надо будет выставлять ручками. О том как это делать, и как правильно определить экспозицию чуть ниже.


А разве в режиме TTL управление происходит не при помощи световых импульсов? Может есть более корректное обозначение этого режима?
0

#317362 Пользователь не на сайте   Mutexx Значок

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 20 Февраль 2010 - 01:40

К уникальным D50 и D70(s) нужно добавить D40
По вивитарам... Их очень много, актуальная модель со светоловушкой Vivitar-285HV (Cactus KF-36), устаревшую - Vivitar 285 (без HV) тоже можно использовать но осторожно, высокое напряжение на синхроконтакте!

Сообщение изменено: Mutexx (20 Февраль 2010 - 01:40)

0

#317363 Пользователь не на сайте   димедрол Значок

  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 20 Февраль 2010 - 01:45

видел в продаже некий адаптер для горячего башмака, бережет камеру от высоких напряжений старых вспышек. Правда стоит сам, как новая вспышка.
0

#317372 Пользователь не на сайте   Andrey Значок

  • Автор темы
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 20 Февраль 2010 - 08:51

Просмотреть сообщениедимедрол (19.2.2010, 17:08):

А разве в режиме TTL управление происходит не при помощи световых импульсов? Может есть более корректное обозначение этого режима?


Да, Вы правы.

В разделе "управление световым импульсом" хотел объединить управление как "внешними вспышками", так и студийными моноблоками. А последние не имеют режима TTL. Да и не все "внешние вспышки" со светосинхронизатором могут работать в TTL (или другом автоматическом режиме). Это некоторый промежуточный этап между CLS и полностью ручным режимом.

Возможно, Вы правы и стоит уделить этой возможности больше внимания, но мне кажется, что те, кто поймет разницу в управлении между CLS и полностью ручным режимом по световому импульсу, без особых проблем освоит и все промежуточные режимы.
0

#317374 Пользователь не на сайте   awam Значок

  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 20 Февраль 2010 - 09:38

Просмотреть сообщениедимедрол (17.2.2010, 11:20):

В статье также неплохо бы упомянуть об управлении экспозицией в условиях студии. Собственно, универсальных способа два: диафрагма и мощность вспышки.

А управление экспозицией изменением выдержки не работает? Или это не столь универсальный способ?
0

#317394 Пользователь не на сайте   димедрол Значок

  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 20 Февраль 2010 - 13:39

выдержка обычно фиксированная в студии. Примерно равная выдержке синхронизации.
0

#317408 Пользователь не на сайте   awam Значок

  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 20 Февраль 2010 - 15:12

Просмотреть сообщениедимедрол (20.2.2010, 13:39):

выдержка обычно фиксированная в студии. Примерно равная выдержке синхронизации.

Это чем то обусловлено или просто так принято?
0

#317420 Пользователь не на сайте   Vol_P Значок

  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 20 Февраль 2010 - 16:34

Просмотреть сообщениеAndrey (17.2.2010, 6:34):

Исключения из этого правила — камеры D50 и D70(s), у которых «короткая» выдержка отрабатывается электронным образом, позволяя использовать любую выдержку при работе с «внешними вспышками» и студийными моноблоками.

D50 с SВ 600 и встроенной- максимум 1/500,выдержки короче,при открытой встроенной или надетой SВ 600 блокируются камерой.
Или здесь речь о студийных вспышках?
0

#317421 Пользователь не на сайте   димедрол Значок

  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 20 Февраль 2010 - 16:41

Просмотреть сообщениеawam (20.2.2010, 14:12):

Это чем то обусловлено или просто так принято?

читайте о выдержке синхронизации в первом посте. Это ограничение механики затвора.
0

#317436 Пользователь не на сайте   Andrey Значок

  • Автор темы
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 20 Февраль 2010 - 18:15

Просмотреть сообщениеawam (20.2.2010, 1:38):

А управление экспозицией изменением выдержки не работает? Или это не столь универсальный способ?


Процитирую себя же :rolleyes:

"Начнем с выдержки. Выдержка должна быть не короче выдержки синхронизации камеры (исключение камеры D40 (добавлено: спасибо Mutexx), D50, D70(s)). Выдержка синхронизации — это наикратчайшая выдержка при которой полностью открыт затвор (шторки) камеры. Чтоб понять почему существует такое ограничение, надо вспомнить как работает затвор на зеркальных камерах. В момент нажатия спусковой кнопки, движение начинает одна из шторок, а вторая шторка начинает движение с некоторым запаздыванием, чтоб обеспечить установленную выдержку. И, если выдержка «длинная» (длиннее выдержки синхронизации), тогда первая шторка успевает закончить свое движение, до начала движения второй шторки. И все то время, когда первая шторка уже закончила движение, а вторая еще не начала, затвор остается полностью открытым. И в один из моментов, в зависимости от выставленных режимов на вспышке, пока полностью открыт затвор и срабатывает вспышка, позволяя сделать равномерно освещенный по всему полю кадр. Это верно как для «внешних вспышек», так и для студийных моноблоков. Если же выставить выдержку короче выдержки синхронизации, тогда вторая шторка начнет свое движение еще до того как первая шторка его закончит. Т.е. не будет ни одного момента времени, когда затвор полностью открыт, и как следствие — черная полоса (от шторки) по одной (или обоим) сторонам кадра."

По длительности импульс внешнего источника очень короткий (порядка 1/10000 секунды, это зависит от вспышки). И абсолютно без разницы, поставите Вы на камере выдержку 1/200 или 1/100 секунды, импульс, все равно, существенно короче. Если нет активного внешнего освещения объекта съемки, то, как правило, не будет разницы даже если Вы поставите выдержку 1/60 или 1/30 секунды.
0

#317438 Пользователь не на сайте   Andrey Значок

  • Автор темы
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 20 Февраль 2010 - 18:17

Просмотреть сообщениеMutexx (19.2.2010, 17:40):

К уникальным D50 и D70(s) нужно добавить D40


Спасибо, дополнил список со ссылкой на Вас.
0

Сообщить об этой теме:


  • (25 страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете отвечать в этой теме

Похожие темы
  Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Нет тем.

1 посетителей читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых