multiformat amateur (08 Февраль 2011 - 16:30):
Применительно к репортажной фотографии.
Есть такой снимок "Смерть республиканца" Роберта Капы. Говорят, единственный снимок, который висел у К-Б на стене кабинета в Мангуме. С композиционной точки зрения про него можно сказать именно Вашими словами: ингорирование композиции там оправдывают происходящим мероприятием. И вообще, с точки зрения эстетов снимок недоработанный чуть менее чем полностью... значимые детали обрезаны, основные контрасты, приковывающие взгляд, находятся на второстепенных деталях... В общем двойка репортеру в школе начинающего фотографа... Мог бы и лучше сделать композицию. Но однако, реальность воздействия совсем в ином. Не в этих формальных приемчиках композиции, и, конечно же, не в красивой обертке для глаза. В отличие от К-Б мы можем считать жтот снимок неудачной работой, и восхищаться другими, жанровыми работами самого К-Б посколько они "визуально вкусны" вне зависимости от сюжета... Но это просто одна из сторон разнообразия, имеющего полное право на существование. И будет странным, если устраивать искусственное доминирование этого второго подхода. Простите за столь сумбурное и длительное объяснение.
Есть такой снимок "Смерть республиканца" Роберта Капы. Говорят, единственный снимок, который висел у К-Б на стене кабинета в Мангуме. С композиционной точки зрения про него можно сказать именно Вашими словами: ингорирование композиции там оправдывают происходящим мероприятием. И вообще, с точки зрения эстетов снимок недоработанный чуть менее чем полностью... значимые детали обрезаны, основные контрасты, приковывающие взгляд, находятся на второстепенных деталях... В общем двойка репортеру в школе начинающего фотографа... Мог бы и лучше сделать композицию. Но однако, реальность воздействия совсем в ином. Не в этих формальных приемчиках композиции, и, конечно же, не в красивой обертке для глаза. В отличие от К-Б мы можем считать жтот снимок неудачной работой, и восхищаться другими, жанровыми работами самого К-Б посколько они "визуально вкусны" вне зависимости от сюжета... Но это просто одна из сторон разнообразия, имеющего полное право на существование. И будет странным, если устраивать искусственное доминирование этого второго подхода. Простите за столь сумбурное и длительное объяснение.
А вот что по этому поводу пишет Богомолов (статья "Материал публицистической и художественной фотографии", 1989):
"Публицистическая функция фотографии ...ставит определенные пределы извлечению иносказательных смыслов из материала. ..."Смерть солдата" (А.Гаранина, 1942г.) ...прежде всего рассказ о героизме, явленном на конкретной войне. Тем и ограничен набор тематических мотивов снимка: он достоверен по фактуре и определен по своей смысловой направленности. Множить семантические ряды изображения - значит ОСЛАБЛЯТЬ ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ. ..."Психологизация" дала бы импульс к рефлексии по поводу жизни и смерти, что ...несколько ослабило бы пафос героического чувства. "Эстетизация" создала бы определенную дистанцию между фактом и зрителем. Как это получилось ...на снимке Roberta Capa (The death of a Loyalist militiaman, 1936г.) Необычайна пластична смерть республиканца. В
ракурсе снизу вверх мы видим могучего человека, остановленного пулей: ноги впереди, но сам уже осел, голова развернута влево, рука с едва удерживаемым
автоматом вправо. Добавим к этому тональную экспрессию: белоснежная рубашка, черная голова, черный автомат на светлом фоне. ...эстетический план изображения
становится самоценным... мы получили художественную фотографию с веером семантических рядов: героическая жизнь, героическая смерть, мгновения
отрешения человека от жизни... ФАКТИЧЕСКАЯ СТОРОНА И ОСНОВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ОТСТУАПЮТ НА ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ, ДЕСЯТЫЙ ПЛАНЫ: РАБОТАЮТ ЖЕ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ
КОМПОЗИЦИЯ, КОНСТРУКЦИЯ, СВЕТОТЕНЬ. Дело не в том, что зритель ...берет под сомнение достоверность или подлинность реального факта. Дело в том, что он получает возможность посмотреть на этот факт с разных сторон, по-разному их интерпретировать, разъять его на элементы и по-новому их соединить"