Zed (25 Февраль 2011 - 16:31):
С лепестками там все ясно. Не они играют главную роль, равно как и физическая диафрагма при определении светосилы макрообъектива на дистанциях, близких к МДФ, в целом. А видим как раз то, что и определяет фактическую светосилу объектива в таком положении.
Вы смотрите неправильный зрачок
, входной на МДФ как раз в р-не 30 мм.
Светосила определяется входным зрачком.
Так что 78.5/30 ~ 2.6 и светосила объектива в этом положении получается как раз 2.8, а фотик пишет 4.8
ссылка 1
ссылка 2
ссылка 3
Но, что интересно, на бесконечности входной зрачок в р-не 24 мм, выходной тоже. 105/24 не равно 2.8, а около 4.4. Объектив становится симметричной системой.
Вот это пока непонятно.
Хотя м.б. что-то полезное есть тут:
ссылка 4
текст полезен для понимания нодальной точки.
Про зрачки нашел тут
ссылка 5
то же, но подробнее про оптику
ссылка, см. со стр. 107
зрачки различаются для ближней и дальней зоны.
В сухом остатке: если взять тонкую линзу и отодвинуть от матрицы на 2F, то освещенность упадет в 4 раза, масштаб будет 1:1, то же будет с любым объективом, если он сфокусирован на бесконечность. Если же фокусировать систему линз, меняя саму систему, тогда все м.б. гораздо хитрее. У 105 VR на бесконечности задняя главная плоскость лежит как раз в р-не шкалы расстояний, в "пустом месте", судя по измерению линейкой и прибавлению рабочего отрезка 46,5 мм.
ссылка
Сообщение изменено: Mike_P (25 Февраль 2011 - 21:00)