Yanis (11 Март 2012 - 00:00):
Вот смотрите: возьмём хороший (крепкий) портрет.
кого "больше" в портрете - объекта или автора?
Вы неверно структурируете.
Есть бытовая фотография. Это не жанр, это подход. Есть бытовое бьюти, бытовой фешн и т.д. Это то, что мы видим в социальных сетях на аватарках в 99% случаев. Условно говоря, нижняя планка:
Условно верхняя планка:
(
источник)
Цель бытовой фотографии - показать красоту человека в тех культурных рамках, в которых находятся фотограф и модель. Поэтому, условно говоря, фотография девушки из Усть-Урюпинска будет сделана на фоне ковра и в леопардовой кофте, а если то же самое будет сниматься в Москве или Питере, это будет выглядеть несколько более тонко, так скажем.
Есть арт-фотография. Арт-фотография - целиком про фотографа. То есть предпосылкой является не условно-красивый показ чего-то или кого-то, но использования языка фотографии для исследования или выражения какого-то суждения фотографа.
Обратимся к великим:
Мартин Парр,
серия "Здравый смысл".
Джен Дэвис, в своем творчестве исследует себя через автопортреты,
снимает только их.
Моя любимая Эрика Ларсен,
серия "Young Blood"
Потрясающий Пеп Боннет,
серия "Blind Faith"
Дэнис Дарзак,
серия "Act"
Тарин Симон, серия
"The Innocents"
Безумный
Джоэль-Питер Уиткин
Великая Салли Манн,
серия "Family Pictures"
Брюс Дэвидсон,
серия "The Dwarf"
Ирвин Олаф,
серия "Royal Blood"
Анжей Мачижевский,
серия "VIP Portrait Gallery"
Нан Голдин,серию не помню. Обратите внимание на предельно простой фотографический язык.
Очень смешной Юрген Теллер,
эдиториал с Шарлоттой Рэмплинг
Как видите, формально все это портреты. "Крепко сбитые", как вы выразились. Ездят выставками по миру.
Основными отличиями между бытовой фотографией и арт-фотографией является:
1.
Роль фотографа. В арт-фотографии в работах содержится 90% фотографа. Если хотите, любая работа из области арт-фотографии - она прежде всего про фотографа. В бытовой фотографии - наоборот.
2.
Заказчик. В бытовой фотографии в99% случаев заказчик - модель. То есть фотограф обязан снять так, чтобы понравилось модели. И желательно еще и большому кругу людей. В арт-фотографии модель (если она есть на снимке) - это средство выражения. А заказчиком является сам фотограф.
3.
Стэйтмент. Я не знаю, как это будет по-русски, наверное, пояснительный текст. Для любой арт серии существует некий текст, в котором автор поясняет нам, зачем это снято, что он хотел сказать, что исследует. Строго говоря, арт-серию можно смотреть только прочитав стэйтмент. У бытовой фотографии стэйтмент быть не обязан, потому что целью подразумевается показ условной красоты человека в неких общих рамках.
4.
Арт-фотография не обязана никому нравиться, тогда как бытовая фотография создается именно для этого. Арт-работа - это частное мнение фотографа. Сугубо индивидуальное. Бытовая фотография, напротив, должна нравиться по определению хотя бы заказчику, она именно для этого и создается.
Подытоживая и возвращаясь к вашим первоначальным вопросам:
кого "больше" в портрете - объекта или автора?
Если речь идет о бытовой фотографии, то безусловно объекта больше, чем фотографа. Там красивый показ объекта - цель, а фотограф - средство, функция. Если речь идет об арт-фотографии, то там больше фотографа, а бывает, что и вообще только фотограф. Даже несмотря на то, что в кадре есть человек и формальный жанр - портрет.
О ком больше "говорит" портрет - о личности на снимке или личности за кадром?
В бытовой фотографии речь о личности на снимке, потому что она - заказчик. В арт-фотографии - всегда о фотографе, потому что он заказчик, а личность в кадре - выразительное средство.
И насколько автор может "облагородить" объект своим виденьем?
Настолько, насколько перед ним стоит такая задача. Ну и облагородить - понятие относительное, как я уже сказал выше.
P.S.
И чтобы окончательно внести ясность - по поводу термина "художественная фотография", которым очень любят жонглировать и применять по поводу и без.
Нет никакой вообще-художественной фотографии. Есть фотография про объект (объекты, живые или неживые) на картинке. Это - бытовая фотография. Есть фотография про фотографа, про то, что он думает или хочет сказать, выразить. Там объект в кадре - средство. Это - арт-фотография. А вот термин "художественная" - это мерило красивости. То есть когда человеку показывают что-то, что находится на гране его культурного восприятия (именно на грани), но еще воспринимается им, он называет это "художественным". И тут очень важно понимать, что к эстетике, про которую также любят рассуждать, это не имеет никакого отношения. Хорошая бытовая фотография должна быть художественной, а хорошая арт-фотография - эстетичной. Но она, арт-фотография, совершенно не обязана быть ни красивой в общепринятом смысле, ни художественной. Ну и всегда надо помнить о том, что для кого-то грань художественности - это леопардовая кофта, а для кого-то - отрешенное выражение лица в кадре. В общем, говорить об этом бессмысленно.
Сообщение изменено: SickMind (11 Март 2012 - 10:26)