Antismaz (05 Декабрь 2019 - 15:19):
16мм у меня наименее затронуты этой проблемой. Наибольшее выражение перекос получает ближе к 35мм.
На моем 16-35/4 то же самое: до 30-32 мм поле в основном симметричное, а на 35 мм узкая полоса справа слегка выпадает из ГРИП по всем планам. Это не лечится. Когда я это обнаружила, то пару раз носила его в свой СЦ: но они посоветовали отправить в Дюссельдорф в центральный СЦ Никона в Европе. Там заменили две или три линзы, изменилась фокусировка, но перекос остался. Появился сильный бек-фокус. С поправкой -10 снимал хорошо на всех ФР, кроме длинного конца, на длинном конце поправка не требовалась. Перекос на 35 мм остался.
Мне это надоело, и я отправила его опять в Дюссельдорф. Они не могли понять, что я от них хочу, так как не нашли никаких отклонений от нормы на своих эталонных тушках. После долгой переписки они разыскали тушку, на которой на 16 мм появился бек-фокус, и сказали, что его исправили. Ничего не исправили! Более-менее точным он является только на открытой диафрагме и при не очень больших расстояниях (в пределах комнаты), а в реальном пейзаже нужны либо разные поправки, либо строгие расстояния фокусировки на разных ФР.
Тогда я пошла по другому пути - вместо поправок стала подбирать расстояния фокусировки, и уже вскоре все стало получаться без поправок на любой камере. Как я уже не раз писала: фокусироваться нужно на самое близкое расстояние, при котором бесконечность по краям тоже попадает в ГРИП.
Если думаете, что другие ширики проще, то это не так. На моем 14-24/2.8 возни с фокусировкой не меньше, он не только сильно нелинейный, у него тоже присутствует шифт-фокус. На него легко снимать только на открытой.
Это связано с тем, что у всех шириков очень искривленное поле, особенно на краях, и требуется фокусироваться только на определенное расстояние, чтобы это поле полностью легло на матрицу, если нет, то края и углы будут выпадать из ГРИП, и при малейшем перекосе такое выпадение будет заметнее лишь с одного края.
Кстати, на 14-24/2,8 картинка тоже несимметричная - на 14 мм на правом краю резче удаленные предметы, а на левом - ближние. Что-то похожее наблюдается и на фиксе 24/1.8, но в слабой степени.
Если честно, то из 18 объективов у меня нет ни одного полностью симметричного (даже хваленая S-оптика демонстрирует асимметрию), но в разной степени, просто на ШУ эта асимметрия сильнее заметна. Она может быть и не в объективе, а в установке матрицы или небольшом перекосе байонета.
ЗЫ На ширики снимать непросто, на них надо либо снимать на открытой, либо зажимать диафрагму до дури (до 11-13). Физику не обманешь: чтобы добиться такой большой ГРИП, диафрагму приходится зажимать. Но если снимать на f8, то тогда нужно знать то заветное расстояние гиперфокала (индивидуальное для каждой связки), при котором и углы, и бесконечность войдут в область резкости. Либо заниматься стекингом. Наш коллега-пейзажист Вася снимает со стеккингом даже на 14 мм, делает для этого три кадра с разной фокусировкой.
Есть такое правило: на ширики никогда не фокусируются на дальнее. Фокусировка на дальнее может приводить к непредсказуемым результатам. Особенно, учитывая то, что прпктически у всех шириков имеется шифт-фокус, и при зажимании диафрагмы фокус смещается в сторону бесконечности, но камера фокусируется на открытой.