Будучи любителем и не планируя становиться профессионалом, в прошлом году поменял D7000 на D7100, воспринимая происходящее как очередную ступеньку в деле фотопознавания мира. Переход на полный кадр мною совершенно не планировался и впереди рисовалась беспечная жизнь с неторопливым обрастанием объективами. Как и многие "кропники", ожидал D400 и всего того волшебства, которого он должен был с собой принести. А потом, через несколько лет, когда-нибудь зачем-нибудь перейду на полный кадр, потому что на него надо все-таки переходить.
Ха! Меньше, чем через год после покупки D7100 я приобрел D700. И это прямая заслуга D7100.
Безусловно, я всем желаю владеть связкой D810/D4, золотой тройкой 14-200/2.8 и т.д. Мой пост касается как раз тех, кто по ряду причин не может или не хочет себе это позволить. Итак у Вас есть старая добрая кропнутая тушка, Вы энтузиаст фотографии широкого профиля (не макрушник) и с вожделением смотрите на D7100/D7200, зажав в ладошке деньги? Видите прелесть, которая должна стать Вашей? Остановитесь и подумайте. А потом еще раз. Я бы советовал здесь смотреть в сторону полного кадра - потратите денег меньше в единицу времени. Ниже попробую аргументировать свою позицию.
Мелкопиксельный кроп есть троянский конь, который, весело гикая и лихо взбрыкивая крупом, проделает дыру в Вашем бюджете и в Вашем представлении об объективах. Он откроет перед Вами волшебный мир детализации и попиксельной резкости. В самом деле, приятно сделать снимок цветка с расстояния полметра, выкропить из него квадратик со стороною 1000 пикселей и потом считать полоски на брюшке у муравьев! Кто-то не считает это фотографией, но для меня, сильно близорукого человека - это способ познания мира. Это хорошая новость. А плохая заключается в том, что появляется проблема микросмаза матрицы и нужно укорачивать выдержку.
И тут еще оказывается, что НАИБОЛЬШАЯ резкость достигается на ЛУЧШИХ объективах. Вы не планировали их покупать, они дороги для Вас, но резкость требует жертв. Купив своей D7100 80-200, (G) продав его и купив 70-200, я стал лучше понимать этот тезис А в точке (G) предыдущего предложения я сканировал несколько месяцев Avito по всей стране в поисках резкой Сигмы 50-150 со стабилизацией. Короче, денег пришлось тратить больше и быстрее, чем планировалось.
И тут, размышляя о том, какой банк ограбить для приобретения новой 24-70 VR (на меньшее моя D7100 не согласна), я пришел к тому же выводу, что и попугай в анекдоте: "И нафик мне нужны эти перья!". А может быть, есть камеры, не столь требовательные к стеклам? Есть, это камеры с жирным пикселем. Мой взор естественным образом упал на D700, закрепился, присосался, ап - и я султан-неофит-владелец гарема камер, не понимающий еще смысла фразы "Если б я был султан - был бы холостой!"
Итак, предлагаю всем интересующимся не повторять моих ошибок и, минуя фазу приобретения D7100/D7200, сразу смотреть в сторону полного кадра. Причем, не столь важно, какую камеру купите - пока у любого представителя в линейке полного кадра пиксель жирнее. Естественно, есть еще преимущества, но об этом ниже. Даже, когда Никон начнет клепать полный кадр размером 50Мп (а это практически соответствует кропу 24Мп) - кроп 24Мп будет хуже.
Жирный пиксель снижает требования к стеклам. Будучи любителем, я имею монитор 26" с разрешением 1920*1200 (2,2Мп) и не планирую его менять. Иногда печатаю снимки формата А4. В таких условиях многопиксельность совершенно не нужна. Ради экперимента распечатал 10 фоток А4, сделанных резкой связкой D7100/Sigma 50/1.4 Art, 10 - связкой D700/Sigma 50/1.4 Art, и еще 10 - связкой D700 c бюджетной Nikon 50/1.8G. Как и ожидалось, существенной разницы не заметил. Но мое мнение слишком субъективно, буду опрашивать окружающих, о результатах доложу позже.
Фотки для экранного теста вот(разрешение 1920*1200).
Про все преимущества полного кадра писать не буду. Маркетологи решили, что что кроп есть промежуточная ступенька к приобретению полного кадра и эффективно реализуют данную стратегию. Спортивное оружие по своим качествам на 40% уступает боевому, в фотоиндустрии тот же принцип. Внутри бренда ISO любой полнокадровой камеры выше ISO кропа (смотрел Nikon, Canon, Sony на
DxOMark). Так было и так будет. Nikon просто не сделает кроп с хорошим ISO, составляющим конкуренцию полному кадру.
Теперь перехожу к существенной части своего поста. Если сказанное выше было набором наблюдений и выводов, с которыми можно спорить, то дальше речь пойдет о фокусировке с весьма конкретными цифрами.
Итак, у меня есть программа Reikan Focal, с помощью которой я юстирую фокусировку своих объективов и проверяю качество фокусировочного модуля. Тестам подвергал D7100 (пробег 17000 кадров, куплена новой в прошлом году, на официальной гарантии, бережная и заботливая эксплуатация) и D700 (пробег 64000 кадров, куплена б/у в комиссионке DVA KITA в Питере, на корпусе следы батальных сражений). Для вычисления лучшей поправки программа делает 5 обязательных кадров с поправками -20,-10,0,+10,+20, строит интерполяционную кривую и далее находит максимум на этой кривой. На D700 процесс сходится
примерно за 15 кадров, на D7100 - за 20-25. Это косвенное свидетельсво того, что фокусировочный модуль на кропе имеет погрешности и для нахождения локального максимума нужно больше итераций. Не знаю, кто тут больше виноват - мелкий пиксель, приводящий к бОльшим погрешностям фазового автофокуса или сам датчик фокусировки, куда производитель впендюрил бОльшие допуски. Да это и неважно, ниже будет видно, что модуль фокусировки отличного современного кропа явно уступает модулю старой полнокадровой камеры.
Вот картинка для сравнения фокусировочных модулей:
Резкая картинка здесь, оригинальные файлы тестов: 1 и 2.
Цифры на картинке есть значения QoF (Quality of Focus) - интегральная характеристика качества фокусировки, программа получает ее для каждого канала (Red, Green, Blue) отдельно для горизонтальной и вертикальной составляющей, то есть идет усреднение (возможно, с весовыми коэффициентами) по шести показателям. Объяснения физического смысла QoF я не нашел, пользовался этой характеристикой как относительной - больше значит лучше.
Но обратимся к нашим цифрам. Эксперимент проводился на самой резкой линзе из имеющихся у меня в наличии - Sigma 50/1.4 Art. Для D7100 максимум (коэффициент 1) составляет 1563, для D700 - 1940. В зеленую зону (коэффициенты 0.85-1) на моем новеньком гарантийном D7100 входят 42 точки, на б/у D700 со следами ударов - 46 точек. Самая отстойная красная точка на
D700 (1211) соответствует верхушке желтой зоны на D7100. Дополнительно я синими звездочками пометил премиальные точки фокусировки (0.96-1) - на D7100 17 штук, на D700 - 32 штуки. Обратите внимание, что центральная точка D7100 с коэффициентом 0.93 в премиальную зону не попала, в то время как на D700 - попала с коэффициентом 0.98. Паралельно делаем вывод, что центральная точка необязательно самая лучшая.
Так как я живу в России, вдали от столиц, то я даже не помышляю обращаться в наш краснодарский официальный сервис Никон с просьбой "Дяденька, подкрутите точки фокусировки!". В конце концов, зеленых точек много, а красные - только по левому краю. С этим можно жить, хотя некоторые перфекционисты могут со мной не согласиться
Уверен, что фокусировочные модули D750, D800, D810, D4 превосходят модуль D700, на D3 стоит такой же (хотя Никон вполне может устроить, что на флагмане этот модуль работает лучше), а вот D600/D610 должны быть похуже. В 80-страничной ветке про D700 есть пара свидетельств реальных владельцев D700 и D600/D6100, которые проводили реальные испытания. Сравнение было в пользу D700, хотя в модуле Multi-CAM 4800FX (D600/D610) есть 7 точек, работающих при F8, тогда как в Multi-CAM 3500FX (D700/D3) их нет вообще.
Далее я исследовал, как себя ведут себя системы фокусировки D7100 и D700 на двух полтинниках - самым резким из моих Sigma 50/1.4 Art и очень бюджетным 50/1.8G. Вот картинка результатов:
Порезче здесь, оригинальные файлы тестов - 1, 2, 3, 4.
Какие выводы можно сделать?
Вывод первый - модуль D7100 дает очень плохую кривую - несколько локальных экстремумов, большие разбросы. Кривая тяжело аппроксимируется, именно поэтому в тестах на определение поправки объектива сходимость D7100 (20-25 кадров) хуже D700 (15 кадров). И закрадывается сомнение, что либо программа врет, либо зависимость нехорошая, непараболическая. Однако тесты тех же объективов на камере D700 расставляют все по местам - зависимость есть, она простая и хорошая, экстремум один, разбросы маленькие. Плохая апроксимируемость на D7100 позволяет предположить две неприятные вещи. Либо мелкий пиксель настолько мелок, что достигнут физический предел для фазовой фокусировки и мы на грани
появления новых технологий, либо производитель сознательно вносит погрешность в механизм фокусировки. Однако Sony патентует новую систему фокусировки, в которой, насколько я понял, совершенствуется фазовая часть гибридного автофокуса. Гм, первое либо не проходит, во второе либо не хочется верить
Вывод второй - на резких линзах фокусировка улучшается. Это верно для обоих камер.
Вывод третий - современный мелкопиксельный кроп явно проигрывает в фокусировке старому полному кадру с жирным пикселем. Никон (и не только он) решил, что катана у кропа будет короче, тоньше и слегка туповата. Так будет всегда, ибо японский самурай идет к намеченной цели, не сворачивая со своего пути. Путь этот прямой, как линия горизонта. Именно поэтому D400 (если она будет вообще) по своим характеристикам будет между D7200 и D600. И какой бы крутой по характеристикам фокусировочный модуль там не стоял, он будет слегка туповат
по сравнению со своими старшими, полнокадровыми братьями.
Теперь возвращаемся к началу - покупатель D7100/D7200 получит букет проблем мелкого пикселя, низкое ISO, узкий угол и туповатую фокусировку. Из хорошего - отличную детализацию на премиальных объективах. Детализация может быть востребована макрушниками и владельцами премиальных объективов на полном кадре для лучшего их раскрытия в некоторых ситуациях (например, 70-200 на дальнем конце). Не стоит такую камеру делать основной, с ролью флагмана справится полный кадр. Тем более, что б/у FX сейчас сравнимы по ценам с новыми DX,
а цена на б/у D700 начинается от 30т.р. Похоже, эта камера не зря имеет репутацию автомата Калашникова в своей среде. Кстати, 8 кадров в секунду на D700 - незабываемое ощущение В театре не поснимаешь, но в толпе люди расступаются, давая лучшую зону обстрела
И последнее по поводу фокусировки. Фирма Olympus анонсировала прошивку для камеры OM-D E-M1, в которой реализованы брекетинг и стекинг фокусировки. Думаю, эта фича быстро расползется по вендорам и камерам. Начинаем мечтать о появлении такой вещи в камерах Никон, хотя бы полнокадровых
Сообщение изменено: Meridian2014 (16 Сентябрь 2015 - 15:39)