Andrei_muz (24 Февраль 2017 - 15:07):
Скажите, пожалуйста, насколько велика полезность градиентного фильтра на D750, ведь там диапазон достаточно велик. Или же этот фильтр необходим при очень ярких перепадах? Заранее благодарен за ответ, желательно с фотопримерами...
Хороший и большой вопрос
Правда, он уже много раз обсуждался. Но все равно стоит повториться, если эта тема всё еще вызывает интерес и вопросы.
Использование градиентного фильтра - один из способов (не программных) сократить динамический диапазон экспонирующего изображения, а говоря в терминах пленки - фотошироту или входной ДД. Зачем это нужно?
Как известно, сигнал на матрице линейный, т.е. чем больше света упало на ячейку (пиксел), тем выше заряд, и тем выше уровень яркости для данного канала (каналов 4: два зеленых, красный и синий). В силу цифрового характера записи уровни дискретны, и их максимальная величина ограничена битностью записи в НЕФ. Так, при 12-битной записи имеем 2
12 яркостных уровней на канал (это около 4000), при 14-битной - 2
14 уровней яркости, это 16 тысяч с копейками. Но наше зрение воспринимает яркость нелинейно: чем больше яркость, тем меньше разница между соседними уровнями, которые глаз в состоянии различить. Лучше всего мы видим разницу между темными уровнями, меньше - между светлыми.
К тому же существует закон
Вебера-Фехнера, из которого следует, что мы не можем воспринимать очень большой контраст.
Цитата
В окружающем нас мире могут регистрироваться самые различные значения яркости. Наибольшую яркость имеет самый мощный естественный источник излучения – Солнце – 109 кд/м2. Яркость пламени горящей свечи составляет 103 – 104 кд/м2 и более, яркость телевизионных экранов (на белых участках изображения) – 100 – 300 кд/м2 и более, яркость киноэкранов 30 – 50 кд/м2, минимальная яркость воспринимаемая человеком – 10-3 – 10-5 кд/м2. Таким образом диапазон яркостей в природе достигает 1012 – 1014. Человеческое зрение не в состоянии воспринимать такой большой контраст, поэтому глаз подстраивается к среднему уровню освещенности и сжимает воспринимаемый динамический диапазон яркостей до контраста K » 100. Это явление называется адаптацией глаза и осуществляется изменением чувствительности фоторецепторов и изменением диаметра зрачка.
Одновременно мы можем воспринимать не более 230 градаций яркости (это около 2
8), и это есть наш собственный ДД. Если перепад яркости в картинке больше, то крайние яркости будут нами восприниматься как абсолютно белый или черный, даже, если участки окрашены. Лучше всего цвета и детали мы распознаем в средних тонах, которые приблизительно на 2-2.5 стопа отстоят от самого яркого уровня в изображении.
Все это приводит к тому, что наше зрение ограничивает ДД до 8 стопов яркости. Именно они заложены во все профили камерных джепегов. Хотя в самом НЕФе уровней яркости 14 или 12 стопов (в зависимости от битности сжатия в raw), стоп - это увеличение яркости в два раза. Чтобы получить видимые 8 стопов ДД картинки, света сжимаются, а тени растягиваются. Однако в разумных пределах. По-прежнему, самые яркие света кажутся для нас одинаковыми по яркости и цвету, а самые глубокие тени - черными, эти участки просто выпадают. Чтобы получить цвет в этих областях, нужно самостоятельно поколдовать в конвертере, вытягивая тени и сжимая света, но практически это трудно сделать хорошо и естественно, т.к. для естественности придется сохранить естественное соотношение контрастов. То есть хотелось бы, чтобы небо в тот момент светило бы чуть тусклее, тогда бы всё получилось
.
Но есть еще один подводный камень. Из-за линейности сигнала на матрице половина всех регистрируемых уровней приходится на самые яркие света, это 8 тысяч уровней. Из оставшихся уровней половина приходится на света, которые чуть темнее, но все еще яркие и практически бесцветные для нас (с легким оттенком). И только оставшиеся 4 тысячи уровней отвечают за цвет и детализацию. На тени приходится совсем мало яркостных уровней. И если мы пытаемся из них получить какую-то информация (вытягиваем тени), то в них совсем мало уровней (5-10), поэтому полноценный цвет со всем богатством оттенков при таком вытягивании мы получить не можем.
Что делает градиентный фильтр? Он сокращает входной ДД на два стопа в среднем. Это означает, что если мы по-прежнему правильно экспонируем (на все 16000 уровней на самый сильный канал, обычно зеленый), то нижняя граница уровней (уровень теней) окажется на два стопа больше, чем в снимке без фильтра (соответственно и "теневых" уровней будет в четыре раза больше), а это уже очень хорошо (меньше шумов, больше разнообразия оттенков, чище цвет). То есть при правильном экспонировании градиентный фильтр помогает нам улучшить тени за счет того, что они будут экспонироваться дольше (а света при этом не вылетят, защищенные темным участком фильтра), а не за счет программного вытягивания теней с шумами и прорехами в непрерывной гамме цвета. Средние тона соответственно улучшаются тоже в четыре раза, а света проще сжать без ущерба.
При использовании градиентного (нейтрального!!) фильтра картинка становится более цветной и многоцветной, темные тусклые участки расцвечиваются.
Тип камеры мало влияет на этот процесс. Большой ДД современной камеры сидит в основном НЕФе и скрыт от глаз. На современных камерах можно воспользоваться этой кладовкой, но нужно обладать большим опытом и талантом, чтобы доставать ДД из НЕФа грамотно и естественно. Проще доверить этот процесс камерным профилям, они написаны с учетом особенностей камеры, а для этого нужно оградить камеру от большого входного ДД с помощью градиентного фильтра.
Я пользуюсь градиентным фильтром и на Д800Е, и на Д810, у них ДД даже больше, чем у Д750. Разумеется, использовать фильтр нужно только тогда, когда в нем есть необходимость, когда яркость светов сцены настолько велика, что уменьшение ее на два стопа визуально не будет заметна. Либо, если получившаяся картинка визуально не отличается от картины мира, которую видят наши глаза.
Примеры? Я их очень много показывала. Не хотелось бы повторяться.
Ну, так и быть
Возьму только за прошлую осень, чтобы не искать долго, осенью и зимой градиент требуется чаще, т.к. контраст между темной землей и ярким небом больше.
В силу вышеназванных причин о способности наших глаз одновременно воспринимать ДД в 8 стопов, вытекает то, что градиент чаще всего требуется на ШУ, т.к. ШУ-картинка вмещает в себя больше разных яркостей, чем отдельный элемент, выхваченный из сцены на телевик.
24 мм - это уже широко.
Примеры использования градиента на Сигме. ФР разные.