Юстировка на Sigma USB Dock Обмен опытом, советами и мыслями о юстировке на док-станции
#1082036
Отправлено 15 Октябрь 2016 - 00:51
Вопрос не праздный. Док станция у меня давно, и Сигма 35мм ещё дольше... но я так до сих пор и не решил для себя, как правильно её отъюстировать на бесконечность. Именно в плане наведения на резкость.
Насколько я помню Ваши посты, Вы не наводитесь при использовании широкоугольников непосредственно по объектам на бесконечности, и понимаю из-за чего. Что же тогда с юстировкой?
#1082059
Отправлено 15 Октябрь 2016 - 04:36
YuriR (15 Октябрь 2016 - 00:51):
Вопрос не праздный. Док станция у меня давно, и Сигма 35мм ещё дольше... но я так до сих пор и не решил для себя, как правильно её отъюстировать на бесконечность. Именно в плане наведения на резкость.
Насколько я помню Ваши посты, Вы не наводитесь при использовании широкоугольников непосредственно по объектам на бесконечности, и понимаю из-за чего. Что же тогда с юстировкой?
Да, юстировать по бесконечности - самое сложное, особенно, если светосила 4, и широкий конец24мм. Тем не менее, я юстировала по реальным объектам на бесконечности (500-1000 метров). На Д810 и Д7100 все-таки можно зафиксировать момент, когда резкость, а точнее, детализация и объем начинают уплывать. А дальше - уже доводить до ума на более близких расстояниях, например, на 5-10-20 метрах. Если заметен бек-фокус, значит, перестарались с поправкой в станции на бесконечности или на 2 метрах, если фронт, то не докрутили поправки. Меняем сначала поправку на бесконечности на единицу и смотрим на этих расстояниях, куда начала смещаться ГРИП. Если стало лучше на более дальних расстояниях, значит верно сделали. Если при этом на 5 метрах все еще заметен бек или фронт-фокус, значит, и на двух метрах поправку придется уточнить.
Важна не сама величина поправки, а правильный наклон юстировочной кривой между бесконечностью и двумя метрами, то есть нужно двигать поправки в этих двух точках и проверять, как изменяется результат. Получается не сразу, не во время юстировки, а на практике, в реальной съемке, когда всегда чувствуешь, на каких расстояниях случается недолет или перелет. И после такого анализа очень осторожно менять поправку на маленький шажок.
#1082284
Отправлено 15 Октябрь 2016 - 19:26
Julysha (15 Октябрь 2016 - 04:36):
Julysha (15 Октябрь 2016 - 04:36):
Сообщение изменено: YuriR (15 Октябрь 2016 - 19:28)
#1082293
Отправлено 15 Октябрь 2016 - 20:12
YuriR (15 Октябрь 2016 - 19:26):
На моей Сигме 35мм все поправки 0. Но стало так после юстировки в СЦ. На близких дистанциях проверить юстировку просто - резкости хоть отбавляй. А вот на бесконечности всё неоднозначно - такое впечатление, что там резкость зависит гораздо больше от других факторов.
Тем не менее, в путешествии я всё-таки использовала в основном фокусировку по бесконечности (в видовых картинках). По контрастным крупным контурам, конечно. И на пересеченной местности, так как на равнине при фокусировке на дальнее камера может ухватиться за что-то более близкое. При фокусировке на бесконечность при зажатой диафрагме линзы в объективе приходят в такое положение, когда и бесконечность получается хорошо, и ПП максимально резко. Наверно, срабатывает специальный алгоритм, зашитый в чип стекла: пейзажный режим На 24 мм ведь достаточно всё равно, на что фокусироваться: на бесконечность или на 20 метров, для оптики это уже бесконечность.
Ошибки фокусировки вызываются в основном не ошибкой оптики, а ошибками АФ камеры, когда камера не может корректно определить расстояние до точки фокусировки. Поэтому иногда фокусировку требуется перепроверять. Но в основном всё было точно.
Я много раз описывала способ фокусировки на гиперфокал для 16-35/4, поскольку он не может быть отъюстирован по док-станции, на каждом фокусном у него есть только одно определенное расстояние, на котором он точный. Связано это с его большой нелинейностью и с шифт-фокусом. Причем это не гиперфокал, а расстояние, похожее на гиперфокал - то расстояние, на котором его юстировали в СЦ. Спасает лишь то, что у него ГРИП огромная. Но при фокусировке дальше найденного расстояния точной фокусировки фокус улетает за бесконечность, и тогда общая резкость по всему кадру уменьшается, особенно на ПП и в углах.
С Сигмой после юстировки на док-станции всё намного проще и удобнее. Всегда можно подобрать такую поправку в док станции (для ШУ), при которой при фокусировке на дальнее (не обязательно абсолютную бесконечность) с зажатой диафрагмой получим самое удачное и оптимальное распределение ГРИП.
ЗЫ И да, у Сигмы 24-105/4 тоже есть небольшой шифт-фокус, то есть при зажимании диафрагмы фокус слегка убегает назад (я сначала сама это обнаружила, а птом прочитала на фотозоне - в последнем тесте внизу этой страницы мимоходом упоминается: http://www.photozone...105f4fx?start=1
Цитата
Bokeh fringing isn't really a substantial issue in slow speed lenses anymore. The Sigma 24-105mm f/4 DG HSM OS | A shows very marginal traces at f/4 but they are gone at f/5.6.
Please note that this test also reveals a focus shift upon stopping down - the focus hot-spot moves to the background.
. На ШУ на пейзаже и на 105 мм при фокусировке на бесконечность это заметно. Помогает поправка -2 в камере (на диафрагме 8). С близких расстояний и на открытой всё точно.
#1083010
Отправлено 18 Октябрь 2016 - 21:00
Zed (18 Октябрь 2016 - 19:37):
Да, именно так: если юстировка в док-станции неправильная (или ее не было), то не получается добиться желаемой резкости, особенно по всему кадру.
Аналогию можно провести с родным 24-70/2.8, он очень сложный объектив, изменяющий кривизну и форму поля и ГРИП в зависимости от диафрагмы, ФР и расстояния фокусировки. Всё это взаимосвязано. Но это родной объектив, и он правильно взаимодействует с камерой. Но Сигму камера воспринимает, как черный ящик, никакого интерактива. Единственное, что камера делает (подозреваю) - это замеряет расстояние до объекта. Допустим, она его замерила правильно и сообщает его объективу. Никон на родном объективе выбрает формулу для положения линз в объективе в зависимости от расстояния. Возможно, как-то учитывает шифт-фокус. А на неправильно настроенной Сигме всё идет вразнос. Возможно, вручную можно как-то подстроить, но у меня ни разу не получилось. По крайней мере, на всех ФР. Бывали такие ситуации во время юстировки на док-станции, когда поправки АФ в камере ни в плюс, ни в минус ни к чему не приводили (бесконечность на длинном конце оставалась мутноватой), и даже фокусировка по ЛВ была бесполезной (почему-то), и только подбор нужных значений поправок в станции давал хороший результат, причем поправок не на искомом ФР, а на соседних и часто даже не на бесконечности, а на двух метрах. Речь идет не просто о резкости, а об исключительной резкости. Кстати, у 24-70/2.8 - то же самое. Никон называет это допусками толерантности, но только при определенной юстировке в СЦ (не поправками АФ!!) объектив вдруг прозревает и дает отличную резкость.
Я не берусь судить о том, почему это так, и что при этом происходит. Просто делюсь своей практикой. Возможно, внутренняя настройка по док-станции Сигмы или смещение точки АФ в СЦ у Никона влияют на какой-то внутренний механизм юстировки, который не затронуть через вращение кольца расстояний. Однажды мой 24-70/2.8 юстировали в Германии. В сопроводилке написали загадочную фразу: произведено смещение точки АФ и произведена юстировка. После этого он стал таким разбалансированным, что немцам пришлось выдать мне новый экземпляр И еще такое наблюдение. На некоторых ФР 24-70/2.8 фокусируется по передней границе ГРИП, на некоторых - по задней, и при этом достигает максимальной резкости. То есть максимальная резкость в объективе со сложной кривизной поля вовсе не обязательно находится в центре ГРИП. Взять тот же 16-35/4. У него максимальная резкость на бесконечности при фокусировке на два метра.
Сигма 24-105/4 очень чувствительна к расстоянию фокусировки. Она радикально меняет форму поля в зависимости от расстояния фокусировки (ближняя зона, средняя или бесконечность). Если она настроена правильно, то этот механизм работает четко, не нужно ни о чем думать. Но если неправильно, то фокусировка - сплошная лотерея. Такое впечатление, что линзы сцепляются между собой таким образом, что никогда не достичь баланса.
#1083016
Отправлено 18 Октябрь 2016 - 21:17
#1084157
Отправлено 23 Октябрь 2016 - 00:26
Виктор. (23 Октябрь 2016 - 00:23):
Нет, там другая док-станция, юзерской док-станцией ее поправки не изменить и не испортить, их станция, как заводская юстировка, для юзера она заблокирована. И еще они механически что-то выравнивают в объективе.
Ради поправок вряд ли нужно нести в СЦ. У меня другая бяка: на 105 мм на бесконечности есть асимметрия картинки, ее нужно исправлять. Если снимать крупным планом и с короткого расстояния, то не видно и не страшно, а если пейзаж с большого расстояния, то уже заметно.
#1087207
Отправлено 03 Ноябрь 2016 - 14:44
Пётр Барзинский (03 Ноябрь 2016 - 09:05):
Вот самые последние настройки.
Уже давно АФ точный (попадает с любого расстояния на любом ФР точно в цель), но всегда есть желание оптимизировать настройки внутри объектива под свои задачи (по распределению ГРИП на каждом расстоянии фокусировки). Я считаю, что при фокусировке на бесконечность желательно иметь фокусировку по дальней границе РИП, чтобы на минимальной диафрагме получить в фокусе наибольшее резкое пространство, но с учетом кривизны поля, разумеется. Поэтому я убавила на единичку поправку на бесконечности для 50 мм.
К тому же хочется учесть шифт-фокус, то есть смещение фокуса в сторону бесконечности при зажимании диафрагмы, поэтому на близких расстояниях тоже желательно иметь фокусировку (на открытой) ближе к дальней границе РИП (особенно на 24 мм). Но это всё уже нюансы и тонкости, которые просто недостижимы на никоновской оптике, на которой приходится мириться с единственной поправкой для всех ФР и расстояний.
Возможно, нужно попробовать вариант с увеличением поправки для 70 мм на двух метрах на одну единицу (с 10 до 11), хотя и так хорошо, но иногда хочется захватить чуть больше резкого пространства за объектом при фокусировке на 3-7 метров.
Я каждый раз подписываю таблицу поправок, то есть указываю, какая серия съемок с ними произведена (в каком городе). Так проще помнить и анализировать. Темно-голубым помечаю поправки, которые увеличились по сравнению с прошлым разом, светло-голубым - если поправка уменьшилась.
Для пейзажа на просторах, городской съемки (съемки в узком пространстве) и для репортажа и съемки на открытой диафрагме таблицы поправок, вообще говоря, должны немного отличаться (по оптимизации). Но если уже имеются отлаженные оптимизированные под каждый случай таблицы, то перепрограммировать объектив на станции - дело 2-3 минут. Это можно сделать с утра или с вечера, когда готовим фототехнику для съемки. Однако это совершенно запредельные нюансы перфекционизма Хотя если такие возможности имеются, то почему бы ими не воспользоваться?
#1087265
Отправлено 03 Ноябрь 2016 - 16:18
Зачем написал?
Наверно затем, что человеческий фактор вероятно играет существенную роль на то, что получается на выходе с завода изготовителя и в том числе вероятно и у Никона.
Или может Никон на всех фокусных на заводе подгоняет?
Чего то создаётся уже впечатление, что без док станций объективы брать просто недопустимо теперь.
То есть вся оптика Никона, кроме фиксов в пролёте...
#1087271
Отправлено 03 Ноябрь 2016 - 16:26
Виктор. (03 Ноябрь 2016 - 16:18):
Зачем написал?
Наверно затем, что человеческий фактор вероятно играет существенную роль на то, что получается на выходе с завода изготовителя и в том числе вероятно и у Никона.
Или может Никон на всех фокусных на заводе подгоняет?
Чего то создаётся уже впечатление, что без док станций объективы брать просто недопустимо теперь.
То есть вся оптика Никона, кроме фиксов в пролёте...
Убийственные поправки в основном на диапазоне МДФ-85 см. Но на этом расстоянии поправка смещает фокус на один миллиметр, очень трудно отследить даже по мишени Спайдера. Эти расстояния мало используются. И я еще только собираюсь их уточнять, в целом работает (фотографирую мелочевку на столе- вроде бы попадает точно), но для псевдо-макро еще нужно смотреть. Возможно, поправки чуть уменьшатся. Самые важные поправки, которые существенно влияют на реальную съемку - это поправки на двух метрах и на бесконечности.
Сигма делает и проектирует свои объективы под разные бренды, с разным рабочим отрезком. При этом не меняет оптическую схему, а меняет только байонет. Похоже, что 24-105/4 проектировался под Кенон. Поэтому поправки такие странные, но на каждом экземпляре у них одинаковая тенденция. Но тем не менее, с поправками внутри объектива всё отлично работает, точнее, чем любой мой Никон.
Никоновский 24-120/4 очень похож на Сигму по оптической схеме и распределению ГРИП. Перед Сигмой я купила два разных экземпляра 24-120/4 и намучилась с их поправками. Теперь я вижу, что для него поправки нужны приблизительно такие же, как для Сигмы: большие на коротком расстоянии (причем для 120 мм больше, чем для 24 мм), а на бесконечности - меньше. В первом экземпляре на 24 мм требовалась положительная поправка, а на 120 мм - отрицательная. Точными были только около 50-80 мм. (компромисс был с поправкой +4 на всём диапазоне, на длинном конце ее отключать). На втором экземпляре на 24 мм требовалась поправка +12, а на длинном конце - меньше (компромисс - поправка +8). Намучилась, в общем, и вернула в магазин.
Производитель (Никон) на заводе настраивает объектив на то расстояние, на котором он в основном будет использоваться. По этой причине светосильные фиксы очень часто полностью нерабочие на бесконечности. Требуют поправку, хотя с короткого расстояния точные. Про 24-70/2.8 даже не хочу повторять. По заводским настройкам у него фронт на 24 мм (Поправка +10) и более-менее точный на 30-70 мм, но при фокусировке на дальнее возникает бек-фокус на 50-70 мм. Это его дефолтная настройка. На трех моих экземплярах она была, и это подтвердил мастер в СЦ, он ни разу не встречал этот объектив без фронт-фокуса на 24 мм.
Другой классический пример: бек-фокус на 85 мм на 16-85 VR, особенно при фокусировке на дальнее. И бек-фокус на 200-300 мм при фокусировке на дальнее на 70-300 VR. На коротком расстоянии поправки не нужны.
ЗЫ Если бы у Никона была своя док-станция и объективы к ней, я бы сама настроила всю свою оптику и ни разу не пожаловалась бы. Тем более, под конкретную тушку.
ЗЗЫ Еще интересная информация. Я хорошо знакома с мастером в СЦ, мы часто разговариваем и обмениваемся мнениями. Он недавно рассказал, что Никон почему-то (он сам не понимает, почему), выпускает любительские тушки с бек-фокусом (возможно, со временем винтики ослабляются, и бек переходит во фронт, то есть делают с запасом). Поэтому в последнее время много оптики появилось с фронт-фокусом, эти два отклонения друг друга компенсируют, и пользователи довольны. Обе мои тушки (Д810 и Д800Е) отъюстированы точно (был заводской небольшой бек-фокус). Поэтому вся недавняя оптика на них имеет фронт-фокус.
#1090639
Отправлено 16 Ноябрь 2016 - 18:55
У нас была целая неделя абсолютно нефотографической погоды с дождями и промозглым холодом, поэтому у меня было время проанализировать результаты и подумать. И я пришла к выводу, что нужно решиться на пересечение кривых для 70 и 105 мм, каким бы абсурдным это не казалось.
Сегодня сделала и попробовала. Результат понравился с первой же серии снимков. Особенно на бесконечности и дальнем. Резкости прибавилось. Причем это не то, что можно подумать о точном попадании в фокус. Попадало и раньше, но вдруг появилась какая-то "прозрачность" картинки, прибавился объем. Тестировала с балкона по дальним объектам и до 5-10 метров. В основном на открытой. И дома в комнате.
Поправки такие:
И дополнительно я еще уменьшила поправки на 24 мм (по единичке на каждом расстоянии), это поспособствовало улучшению углов. Видимо, при фокусировке на дальнее ГРИП сильно смещалась в сторону бесконечности.
#1090652
Отправлено 16 Ноябрь 2016 - 20:06
Julysha (16 Ноябрь 2016 - 18:55):
т.е. и для меня в том числе... Спасибо!
Третью неделю являюсь обладателем данного сабжа. Начал с Ваших, Юлия, настроек "plan I" от 04.11.2016. Правда, у меня теперь D750 вместо прежнего D7100, что из-за более крупного пикселя затрудняет обнаружение экстремумов. Погода так же, как и Вам, не позволяла проверить фокусировку на бесконечности: короткий световой день и почти постоянно идущий снег различной интенсивности, плюс занятость неотложными делами. За несколько погожих "окон" получил путём последовательного преобразования график, где все кривые пересекаются. Надеюсь в ближайшие 2-3 дня завершить эту работу и выложить результаты здесь.
Сообщение изменено: Пётр Барзинский (16 Ноябрь 2016 - 20:11)
#1090657
Отправлено 16 Ноябрь 2016 - 20:30
Пётр Барзинский (16 Ноябрь 2016 - 20:06):
С нетерпением жду
Очень интересно, что после многочисленных вариантов и попыток я вернулась к своей первой интуитивной очень поверхностной юстировке, проведенной в день покупки объектива, когда я еще не видела результатов других владельцев. Сейчас сравнила и удивилась. Всё-таки я тогда была на верном пути, но потом здравый смысл заставил думать в более логичном направлении.
Сравните, что было тогда и сегодня:
Кстати, в первый день я начала юстировать не от бесконечности, а от двух метров, двигаясь к 45 см, и только чуть позже вышла на улицу, чтобы разобраться с поправками на бесконечности. До определения поправок на бесконечности я заполнила столбец для нее поправками, полученными на двух метрах.
#1091330
Отправлено 18 Ноябрь 2016 - 17:08
#1091333
Отправлено 18 Ноябрь 2016 - 17:14
Пётр Барзинский (18 Ноябрь 2016 - 17:08):
Разумеется, впереди пробные съёмки и корректировки. Когда это произойдёт - не знаю, в ближайшие двое суток метеорологи обещают до -30оC. Техника выдержит, уверен. А для меня холодновато...
Петр, спасибо! Удивительные кривые
Но проверять нужно, конечно, на пленэре, когда в кадр попадает и ПП, и бесконечность. Видовые картинки заставили меня несколько раз корректировать кривые. Правда, на одну-две единички.
У нас тоже погода не для фотографий, и уже давно. Сейчас потеплело до +13С, но одна гроза с ливнем сменяет другую. И штормовой ветер.
#1091346
Отправлено 18 Ноябрь 2016 - 17:29
Пётр Барзинский (18 Ноябрь 2016 - 17:21):
Почти прямой график на 105 мм постепенно закручивается к 24 мм. В самом начале и я такого не ожидал...
Наверно, это очень хороший пример и опыт для новых владельцев Сигмы: не нужно подгонять свои кривые под какой-то результат. Нужно верить тому, что показывают свои собственные измерения. Они всегда ближе к истине.
#1091360
Отправлено 18 Ноябрь 2016 - 18:49
Findoc308 (18 Ноябрь 2016 - 18:26):
Анатолий, всё может быть.
Интересно было бы посмотреть, какие поправки требовались к Вашему экземпляру до юстировки в СЦ. Но Вы тогда ее не юстировали. А кривые могли получиться тоже весьма причудливыми.
Экзотика с кривыми свидетельствует о не очень аккуратной сборке объектива или их заводской юстировке. Такие экземпляры нужно отправлять в СЦ (и мой в том числе ). Но при терпении даже их можно настроить на док-станции так, что они станут рабочими и точными.
У нас отвратительная погода (и надолго). Десять дней уже пропало, но основные осенние штормы еще впереди. Поэтому думаю, а не заняться ли в это время юстировкой сигмы в СЦ. Чтобы успеть проскочить до рождественских каникул. То есть до двадцатых чисел декабря. По существующему порядку, нужно записаться на сайте Сигмы на прием в СЦ, на определенный день и час. И путь не близкий - километров 150. Как я поняла, они сами не ремонтируют (если требуется сложное оборудование), а отправляют в Бельгию. Так что долгая история.
Сообщить об этой теме:
Название темы | Автор | Статистика | Последнее сообщение | |
---|---|---|---|---|