Club Nikon: Цветовая температура (ЦТ/CCT) в raw-конверторах - Club Nikon

Перейти к содержимому





Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете отвечать в этой теме

Цветовая температура (ЦТ/CCT) в raw-конверторах

#1207362 Пользователь не на сайте   eugeneo Значок

  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 18 Апрель 2018 - 00:22

На днях я покопался все-таки во внутреннем устройстве DCP-профилей.
Пришлось, конечно, заглянуть и в "DNG Specification" от Adobe.
Кое-что проверил опытным путем.
В результате всего этого понимание вопроса "Почему ЦТ в камере и ACR/ALR не совпадает ?" дополнилось новыми знаниями.

Но сначала "Почему ЦТ в камере и raw-конверторах не совпадает ?".
Потому, что:
1. Информация о выставленном при съемке WB в камерном raw-файле прописана в метаданных в виде мультипликаторов для RBGG.
2. Существует математические проблемы пересчета значений хроматичности "x,y CIE" в коррелированную цветовую температуру "CCT".
С 1936г. было предложено несколько алгоритмов для такого пересчета, но, как я понимаю, ни один не был принят CIE в качестве стандартного, или рекомендованного.
Алгоритмы отличаются точностью получаемых результатов, и тут проблемы особой то и нет.
Видимо основная проблема пересчета заключается в физическом смысле. "CCT" по сути является характеристикой спектра. По спектральной характеристике можно вычислить "XYZ CIE".
А есть ли физический смысл в преобразовании RGB -> "XYZ CIE" -> спектральная характеристика ?
Те, кто знаком с профилированием, знают, что по _спектральному_ референсу мишени можно получить данные для патчей мишени в XYZ и LAB.
А вот наоборот, никак.
3. Производители камер и конверторов добавили для установки WB еще и "Tint" (в своих собственных попугаях).
И хотя это внешне напоминает разностную модель цвета LAB, или YCbCr, остается только предположить, что у каждого производителя есть своя собственная условная модель пересчета "Kelvin;Tint" <-> "RBGG Multiplicators".

Влияет ли камерный профиль на "Kelvin;Tint" в конверторе ?
ICC-профили никогда не влияют на WB в конверторе (нейтраль R=G=B не подвергается коррекции в профиле, но при желании это можно сделать умышленно).

DCP-профили содержат специальную матрицу в тэге "ColorMatrix".
Матрица "ColorMatrix" определятся по нейтральному патчу при создании DCP-профиля.
Эта матрица влияет на значения "Kelvin;Tint" в ACR/ALR.

На практике из этого получается, что называется, "Превед Медвед".
То есть Вы делаете снимок одинаково освещенной сцены в студии на 2-е (или даже больше) камеры разных моделей _одного_ производителя (Nikon/Canon/etc).
WB в каждой камере установлен _одинаково_, например, 5000K, или там "Direct Sunlight".
Открываете полученные равы в ACR/ALR, ставите WB "As shot", и видите _разные_ значения кельвинов и тинтов.
Чудо в одном конверторе. Освещение одинаковое, камерный WB одинаковый, камеры одного брэнда.

Чтобы Вас не утруждать подобным экспериментом, вот ссылка: NikonD600_WB-CCT.zip.
В архиве nef-исходник от D600 и профиль "NikonD7100 Adobe Standard.dcp".
На компе с Windows профиль нужно положить в папку "c:\Users\Ваш_Win_Account\AppData\Roaming\Adobe\CameraRaw\CameraProfiles".
Это _родной_ профиль "Adobe Standard" для Nikon D7100, в котором я заменил значение тэга "UniqueCameraModel" с исходного "Nikon D7100" на "Nikon D600", а значение тэга "ProfileName" с исходного "Adobe Standard" на "NikonD7100 Adobe Standard".
В результате этой модификации профиль "Adobe Standard" для Nikon D7100 станет доступен для выбора в списке родных профилей для D600.
Открываем D600_9045.nef в ACR/ALR, с профилями "Adobe Standard"/"NikonD7100 Adobe Standard", сравниваем ЦТ.
У меня в ACR v9.1.1.461 :
- с профилем "Adobe Standard" и WB "As shot" = 4700K и -18 Tint;
- с профилем "NikonD7100 Adobe Standard" и WB "As shot" = 4100K и -69 Tint.
Можно еще WB-пипеткой потыкать и тоже сравнить.
Владельцы D600 могут помучать и свои собственные равы.

Для каждой камеры в ACR/ALR в каждом из родных DCP-профилей из комплекта одинаковые значения матриц "ColorMatrix".
Поэтому когда Вы меняете один профиль на другой, "Kelvin;Tint" не меняются.
Но для разных камер значения матриц "ColorMatrix" разные, даже в одном брэнде. И это неизбежно приведет к разным "Kelvin;Tint" при одинаково установленном камерном WB.
Видимо по этой причине в ACR/ALR отсутствует штатная возможность выбора профилей от других камер.

Для интереса установил сегодня RawTherapee 5.4.
Подсунул ей "D600_9045.nef" и "Nikon D600 Adobe Standard.dcp", "NikonD7100 Adobe Standard.dcp".
"Kelvin;Tint" отображаются ровно одинаково. (И конечно не совпадают со значениями WB из NX-D).
Есть штатная возможность загружать DCP-профили для других камер. "Kelvin;Tint" сохраняют свои значения при смене профилей.
То есть RT никак не учитывает "ColorMatrix" из DCP-профиля и имеет собственный алгоритм преобразования "Kelvin;Tint" <-> "RBGG Multiplicators".

Мой любимый Cаpture One показывает для Nikon'а хотя бы кельвины с небольшим расхождением от камерных установок.

Родные конверторы теоретически должны показывать ЦТ совпадающую с камерной.
Только вот вызывает сомнения несовпадение шкал Tint'а в камере и конвертере.
Я не пользуюсь постоянно NX-D, и поэтому не уверен.
Может varezhkin обращал на это внимание и поделится своими наблюдениями.

Можно было бы дополнить про адобовские Dual-Illuminant DCP-профили, но уже и так очень много букв.

Сообщение изменено: eugeneo (18 Апрель 2018 - 00:26)

2

#1207683 Пользователь не на сайте   Deesy Значок

  • Смотреть галерею
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию

Отправлено 19 Апрель 2018 - 11:04

большое спасибо за интересные изыскания.
0

Сообщить об этой теме:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете отвечать в этой теме

Похожие темы
  Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Нет тем.

1 посетителей читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых