Александр Кириленко (14 Июнь 2020 - 15:58):
Путевые заметки брюзги. Ростов-Великий
#1342557
Отправлено 14 Июнь 2020 - 17:04
Мне смотреть на это было грустно и больно, отчасти потому, что мне есть с чем сравнивать: в начале 80-х годов я побывал в Кижах,...
#1342561
Отправлено 14 Июнь 2020 - 17:16
Поднялись мы и на звонницу. В её нижних этажах находится церковь, верхний этаж – открытая площадка с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт очень крутая и узкая лестница, выложенная прямо внутри стены. Идти вверх или вниз можно только по одиночке, для чего на лестнице установлен специальный светофор. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Нам повезло послушать перезвон. Звук расстелился по городу, пролетел над озером, вернулся и задрожал где-то в груди…
#1342572
Отправлено 14 Июнь 2020 - 19:04
Через арку открывается прекрасный вид на Успенский Кафедральный собор (1508 г.) Нынешний собор – четвёртая по счёту версия храма. По легенде строителем четвёртого, последнего, ростовского Успенского собора, был итальянский зодчий, а прообразом стал Архангельский собор Московского Кремля. К сожалению, внутри храм находится в плачевном состоянии, реставрация длится бесконечно долго…
#1342574
Отправлено 14 Июнь 2020 - 19:10
Сейчас на звоннице 15 колоколов, все они различаются по весу и по звучанию. Аккорд двух колоколов, отлитых первыми в конце 17 века оказался минорным, что расстроило тогдашнего Ростовского митрополита Иону Сысоевича. Митрополит на расходы не поскупился и пригласил в Ростов колокололитейщика Флора Терентьева, перед которым была поставлена сложнейшая задача – перевести звонницу на мажорный лад. Мастер с задачей справился, отлив в 1688 году колокол «Сысой» весом 2000 пудов (33 тонны). Тон нового колокола оказался настолько удачным, что все три колокола вместе давали мажорный аккорд. Такому титану потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвёртого пролёта была пристроена к прежней трёхпролётной. То, что Иона Сысоевич назвал новый колокол в честь своего отца, говорит о том, что он безусловно остался доволен. В одном из своих частных писем ростовский митрополит писал: «На своём дворишке лью колоколишки, дивятся людишки».
Одни исследователи называют ростовскую звонницу уникальным памятником русской архитектуры, а другие с тем же основанием полагают, что звонница — это уникальный по подбору колоколов и акустике музыкальный инструмент. Одному человеку со всеми колоколами здесь нипочем не управиться, поэтому, по спискам разных лет, количество звонарей доходило до восьми.
Я сильно сомневаюсь, что сегодня, при всём совершенстве нынешних технологий, нашёлся бы мастер, могущий выполнить отливку громаджного колокола, звучащего в унисон ещё двум. Это умение, вероятно, утеряно навсегда так же, как навсегда утеряна возможность создания трилитонов, весом около 1000 тонн каждый, аналогичных установленным в основании стены храма Юпитера в Ливане. Очевидно, цивилизация дряхлеет, если практически вечные вещи, могущие служить человеку десятилетиями, заменяются однодневными поделками, на смену сильным и искренним чувствам приходят лайки и чмоки, альтруизм сменяется махровым эгоизмом, любовь – брачным договором , женщины становятся похожими на мужчин и наоборот, а целью индивидуума становится не продолжение рода, а гедонистический образ жизни. Но это так, брюзжание человека, который ещё может называть вещи своими именами: «проблемы экологии» - экологической катастрофой, людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией – педерастами и т.д. и т.п.
Но вернёмся к Ростовскому кремлю. После переезда резиденции в Ярославль кремль Ростова пришёл в упадок. И только в 18 веке был восстановлен силами, стараниями и деньгами купцов, меценатов и других деловых людей города. К концу 19 века кремль снова был в сильно запущенном состоянии, и снова положение спасают состоятельные жители города.
Конечно, чтобы осмотреть его подробно, потребовалось бы не несколько часов и даже не один день, но у нас на всё про всё только полтора дня. И мы отправляемся гулять по задворкам Ростова, что очень любим делать в любом новом для нас городе. Встречаются такие места, откуда не хочется уходить, время здесь движется медленнее, чем для жителей Москвы или любого другого мегаполиса.
Одни исследователи называют ростовскую звонницу уникальным памятником русской архитектуры, а другие с тем же основанием полагают, что звонница — это уникальный по подбору колоколов и акустике музыкальный инструмент. Одному человеку со всеми колоколами здесь нипочем не управиться, поэтому, по спискам разных лет, количество звонарей доходило до восьми.
Я сильно сомневаюсь, что сегодня, при всём совершенстве нынешних технологий, нашёлся бы мастер, могущий выполнить отливку громаджного колокола, звучащего в унисон ещё двум. Это умение, вероятно, утеряно навсегда так же, как навсегда утеряна возможность создания трилитонов, весом около 1000 тонн каждый, аналогичных установленным в основании стены храма Юпитера в Ливане. Очевидно, цивилизация дряхлеет, если практически вечные вещи, могущие служить человеку десятилетиями, заменяются однодневными поделками, на смену сильным и искренним чувствам приходят лайки и чмоки, альтруизм сменяется махровым эгоизмом, любовь – брачным договором , женщины становятся похожими на мужчин и наоборот, а целью индивидуума становится не продолжение рода, а гедонистический образ жизни. Но это так, брюзжание человека, который ещё может называть вещи своими именами: «проблемы экологии» - экологической катастрофой, людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией – педерастами и т.д. и т.п.
Но вернёмся к Ростовскому кремлю. После переезда резиденции в Ярославль кремль Ростова пришёл в упадок. И только в 18 веке был восстановлен силами, стараниями и деньгами купцов, меценатов и других деловых людей города. К концу 19 века кремль снова был в сильно запущенном состоянии, и снова положение спасают состоятельные жители города.
Конечно, чтобы осмотреть его подробно, потребовалось бы не несколько часов и даже не один день, но у нас на всё про всё только полтора дня. И мы отправляемся гулять по задворкам Ростова, что очень любим делать в любом новом для нас городе. Встречаются такие места, откуда не хочется уходить, время здесь движется медленнее, чем для жителей Москвы или любого другого мегаполиса.
#1342593
Отправлено 14 Июнь 2020 - 21:07
Выходим на берег озера Неро и видим вдали храм. Это Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь. Он основан в 1389 году ростовским епископом Иаковом. Изгнанный из города за помилование ожидавшей казни преступницы, он поселился на южной окраине города, по соседству с Песоцким женским монастырём, где своими руками срубил небольшой деревянный храм, назвав его Зачатьевским. Позднее к нему присоединились единомышленники, которые и сформировали обитель.
#1342674
Отправлено 15 Июнь 2020 - 14:41
Александр Кириленко (14 Июнь 2020 - 16:06):
К сожалению, сейчас монастырь находится в плачевном состоянии: скупость местных властей и непрофессиональные реставрационные работы делают своё дело.В Ростовском кремле, в церкви Иоанна Богослова, сохранилась фреска, изображающая сокрушение преподобным Авраамием статуи Велеса. Интересно, как передал живописец динамику развития события: вот статуя стоит целая, а вот она уже разбита на куски...
Так всё закономерно - то что "огнём и мечом" насаждали, варварски уничтожая другую культуру и веру, в забвение и уйдёт. Негоже свои корни забывать.
#1342729
Отправлено 15 Июнь 2020 - 22:17
bah_denis (15 Июнь 2020 - 14:41):
Так всё закономерно - то что "огнём и мечом" насаждали, варварски уничтожая другую культуру и веру, в забвение и уйдёт. Негоже свои корни забывать.
Согласен! Новые патриархи вещают о правоте своей веры, но чем наша старая была хуже? Насадить новую религию удалось только потому, что так было выгодно власти.
#1342789
Отправлено 16 Июнь 2020 - 13:31
В центре снимка - наиболее старый храм монастыря — собор Зачатия Святой Анны (1686 г.). Это первая каменная постройка монастыря. Храм пятиглавый: центральный купол золотой, а остальные четыре синие с позолоченными звездами. Синий - цвет Богородицы.
Левее на фото – Димитриевский собор (1795—1801 годы), который ещё называют Шереметьевским в честь пожертвовавшего на строительство храма графа Н. П. Шереметева очень крупную сумму. Димитриевский собор - самый грандиозный и величественый во всем ансамбле монастыря, построен в стиле русского провинциального классицизма. На меня впечатления не произвёл, мне больше по душе храмы в простом, лаконичном, аскетичном стиле, например, непревзойдённая Церковь Покрова на Нерли.
Левее на фото – Димитриевский собор (1795—1801 годы), который ещё называют Шереметьевским в честь пожертвовавшего на строительство храма графа Н. П. Шереметева очень крупную сумму. Димитриевский собор - самый грандиозный и величественый во всем ансамбле монастыря, построен в стиле русского провинциального классицизма. На меня впечатления не произвёл, мне больше по душе храмы в простом, лаконичном, аскетичном стиле, например, непревзойдённая Церковь Покрова на Нерли.
#1342834
Отправлено 16 Июнь 2020 - 19:10
С обзорной площадки на Юго-западной башне виден ещё один храм - Спасская церковь, ранее входившая в Спасо-Песоцкий монастырь. В 1764 году монастырь, имевший 599 душ крепостных, по указу Екатерины II был упразднен и в 1765 году приписан к соседнему – Яковлевскому монастырю. В XIX веке не приносившие доход храмы стали тяготить духовную администрацию Яковлевского монастыря, и на территории бывшего Спасо-Песоцкого монастыря было задумано устроить кладбище. В 60-х годах XIX века все церкви и постройки монастыря были разрушены, сохранилась лишь Спасская церковь. В нынешнее время такое решение духовных властей показалось бы по крайней мере странным, если не кощунственным, тогда это было в порядке вещей: нет прибыли – нет храмов.
Сообщить об этой теме:
Название темы | Автор | Статистика | Последнее сообщение | |
---|---|---|---|---|