Как Вы определяете точку фокуса на снимке ?
#1349885
Отправлено 09 Август 2020 - 09:52
(Давайте только отбросим ReikanFoCal и подобные программы, в которых есть "фирменное" волшебство, но нет никаких его объяснений.)
Например, в _родном_ никоновском ПО
точку фокусировки можно увидеть в виде специальной метки.
При фотографировании мишеней Вы получаете серию снимков
(по фазовому AF и возможно по контрастному в LV).
На этих снимках Вы видите шкалу с некоторым распределением ГРИП.
Так вот вопрос собственно в том,
как Вы определяете, где-же _непосредственно_ точка фокусировки ?
Вы просто распределяете ГРИП на свой _собственный_ вкус ?
А помните ли Вы, что ГРИП _по_определению_(физике) распределяется неравномерно относительно точки AF ?
Так как все-таки ?
#1349914
Отправлено 09 Август 2020 - 12:25
К слову, Focal зону максимальной резкости не показывает. Хотя мог бы - фотографируется эталонная мишень.
Но показывает RawDigger, насколько я помню.
UPD
Показывает Fast Raw Viewer (режим Fime Details):
На примере видно, что фокус уехал за глаза к ушам.
Сообщение изменено: Meridian (09 Август 2020 - 12:43)
#1349921
Отправлено 09 Август 2020 - 13:10
Meridian (09 Август 2020 - 12:25):
...
Все так.
И тогда: Как Вы определяете "зону максимальной резкости" ?
И в придачу:
Обязана ли "зона максимальной резкости" совпадать с точкой АF ?
Ведь очевидно, что восприятие человеком будет зависеть
от контекста и контраста в разных локальных областях изображения.
Meridian (09 Август 2020 - 12:25):
А я вижу на этом примере,
что и брови, и глаза, и уши в "зоне максимальной резкости".
#1349941
Отправлено 09 Август 2020 - 16:07
Андрей Бережной (09 Август 2020 - 14:19):
А у Вас есть свое определение ?
Я то как раз и хотел узнать.
Чтобы все стало еще яснее, предлагаю вот такое упражнение:
1. Сохраняем на диске полнокадровый TestChart от D4s
Исходник сделан в лабораторных условиях людьми с многолетним опытом.
Совершенно очевидно, что _вся_плоскость_ мишени _в_фокусе_.
2. Открываем файл D4ShRES.jpg в Photoshop, масштаб просмотра 100%.
3. Далее "Select" -> "Focus Area"
Опция "Output to" = "New Layer with Layer Mask".
Из слоя "Background" пoлучаем новый слой с маской, опция "In-Focus Range" = "1.30"
4 Повторяем все это еще несколько раз с разными значениями "In-Focus Range" = "1.00", "0.80"
(все 3-и значения ориентировочные, так как разрешение дисплея у всех разное)
5. Смотрим каждый слой отдельно.
#1349996
Отправлено 10 Август 2020 - 10:29
eugeneo (09 Август 2020 - 16:07):
Я то как раз и хотел узнать.
Чтобы все стало еще яснее, предлагаю вот такое упражнение:
1. Сохраняем на диске полнокадровый TestChart от D4s
Исходник сделан в лабораторных условиях людьми с многолетним опытом.
Совершенно очевидно, что _вся_плоскость_ мишени _в_фокусе_.
2. Открываем файл D4ShRES.jpg в Photoshop, масштаб просмотра 100%.
3. Далее "Select" -> "Focus Area"
Опция "Output to" = "New Layer with Layer Mask".
Из слоя "Background" пoлучаем новый слой с маской, опция "In-Focus Range" = "1.30"
4 Повторяем все это еще несколько раз с разными значениями "In-Focus Range" = "1.00", "0.80"
(все 3-и значения ориентировочные, так как разрешение дисплея у всех разное)
5. Смотрим каждый слой отдельно.
Не, это не ко мне. По вопросам технодрочерства не специалист.
Мне важно чтобы можно было на снимке камерой/линзой реализовать следующие ситуации
- объект (часть объекта) резок, остальное в красивой нерезкости
- желаемая мной сцена вся резкости, остальное ...
- резко от края до края
Где тут максимальная резкость не интересно. Должно быть просторезко.
#1349998
Отправлено 10 Август 2020 - 10:39
-не занимаюсь этой хренью.
Так как все-таки ?
-конечно, помним. Только зачем это?
Что это за смайлики, зачем нижние подчёркивания...
Сообщение изменено: Yurydan (10 Август 2020 - 10:40)
#1350286
Отправлено 11 Август 2020 - 19:08
#1350515
Отправлено 13 Август 2020 - 11:39
Meridian (11 Август 2020 - 19:30):
Ну раз уж так, тогда немного "размышлений".
Почему для "фокусоводов" рекомендуется настраивать AF на дистанции 50 фокусных расстояний объектива ?
Мне это тоже представляется разумным, так как на этой дистанции(50xFL) получаем
"Поле зрения"(Field of View) = 1.80m по длинной стороне кадра для камеры FF.
При этом "Увеличение масштаба"(Magnification) = 0,02
Это некая средняя дистанция для большинства стандартных сюжетов (ростовой портрет невысокого человека).
И тогда, чтобы получить тоже самое для кропа(DX), нужна уже дистанция в 75 фокусных расстояний объектива
"Поле зрения"(Field of View) = 1.80m по длинной стороне кадра для камеры DX.
При этом "Увеличение масштаба"(Magnification) = 0,0133
Для таких дистанций и AF >= 85mm по хорошему нужна уже студия для экспериментов,
Поэтому, чтобы вовлечь в процесс, как можно больше "фокусоводов",
существует и рекомендация - 25 фокусных расстояний объектива.
Проблема №1
-----------
Понимание того,
как это самое Magnification влияет на результат при настройке AF,
имеет ключевое значение.
Для Fix-объективов Magnification (а следовательно и дистанция фокусировки)
может быть любым в разумных пределах и в зависимости от конкретных конечных задач фотографирования.
Главное при этом, чтобы проекция мишени на датчике AF была больше размера датчика.
А если проекция меньше, то снимать надо на однородном темном фоне (хотя это полезно в любом случае).
Для Zoom-объективов в связке с Dock-станцией возникает настоящая "Засада".
Из-за того, что для каждого фокусного уже предопределены несколько разных дистанций фокусировки,
получаем совершенно разное Magnification для каждой дистанции.
Как следствие для сложных мишеней, наподобие ReikanFoCal,
на датчике AF получаем _совершенно_разные_ "Узоры"(pattern'ы).
Таким образом датчик AF отрабатывает _разные_цели_ на разных дистанциях фокусировки.
И при этом, наверняка, будет разная реакция со стороны датчика AF.
В случае, когда вместо мишени используются реальные объекты на лужайке,
все становится еще хуже.
Думается, что единственный разумный выход - это использовать
простейшую мишень с контрастной прямой границей (левая сторона "белая", правая "черная")
и наклонную "линейку" для последующей оценки ГРИП.
Тогда при любом разном Magnification на каждой дистанции
"Узор"(pattern) на датчике AF будет почти одинаковым.
Проблема №2
-----------
Она вынесена в заголовок темы: "Как Вы определяете точку фокуса на снимке ?"
Вот некоторые цифры для "Поля зрения"(Field of View) = 1.80m по длинной стороне кадра.
Dist - Дистанция до мишени в метрах (50xFL для FX и 75xFL для DX)
DOF - Общая ГРИП в миллиметрах
"Кружок нерезкости"(CoC):
Для FX = 0.029mm
Для DX = 0.019mm
-------| _Камера FF || Камера DX
FL / f | Dist | DOF || Dist | DOF
24/1.4 | 1.20 | 200 || 1.80 | 297
35/1.4 | 1.75 | 200 || 2.63 | 297
50/1.4 | 2.50 | 200 || 3.75 | 297
85/1.4 | 4.25 | 200 || 6.38 | 297
То есть даже для f=1.4 ГРИП составляет 200mm.
Для f=4.0 все еще сложнее
--------| Камера FF -|| Камера DX
_FL / f | Dist | DOF || Dist | DOF
_24/4.0 | 1.20 | 602 || 1.80 | 893
105/4.0 | 5.25 | 570 || 7.88 | 847
Понятно, что ReikanFoCal определяет это по контрасту для своей стандартной мишени.
Я не зря ранее предлагал упражнение для PS ("Select" -> "Focus Area"), чтобы увидеть глазами возможные результаты.
Достоинство ReikanFoCal в том, что она заставляет делать серию снимков до тех пор
пока не получит более-менее _повторяемый_ результат своей оценки.
А сколько раз Вы делаете снимок мишени для каждой ячейки в табличке 4х4 для Сигмы ?
Все это - только основные проблемы.
Не говоря уже про чисто практические, - выставить мишень, наклонную "линейку", камеру, свет и т.д.
Поэтому всегда говорил: "Бросьте заниматься этой фигней".
Сообщение изменено: eugeneo (13 Август 2020 - 12:05)
#1350525
Отправлено 13 Август 2020 - 12:49
Yurydan (13 Август 2020 - 12:33):
А вдруг на кого-то подействует ?
Мало того, что сэкономит много времени и сил,
так еще может и спать спокойно начнет.
Разве это дело, изводить себя вопросами: "Почему у меня на 24mm поправка -5, а на 105mm +20"(или наоборот) ?
#1350546
Отправлено 13 Август 2020 - 16:23
eugeneo (13 Август 2020 - 12:49):
Изводить не дело, но встроенным в камеру инструментом - очевидно, встроенным не просто для того, чтобы с лохов лишнее бабло поиметь - не пользоваться глупо. На ДХО пару лет назад попадалась заметка кого-то из инженеров Никона, который прямо и недвусмысленно заявлял, что АФ напрямую зависит от уровня и характера сферических аберраций объектива. И гложат меня с тех пор сомнения - а не вносит ли Никон в свои прошивки некие таблички с поправками АФ для своих собственных объективов? Ведь ББ, замеренная дистанция до объекта, апертура - всё это известно камере...
Лично я, приходя на место съёмки, просто делаю пару-другую пристрелочных кадров по ожидаемым объектам и подгоняю фокус для данного объектива под данный "свет" на наиболее вероятной дистанции.
Что касается подгонки Сигм, то я считаю, что первичную подгонку/проверку всё же стоит сделать - люди не глупее нас с вами придумали это алгоритм.
#1350548
Отправлено 13 Август 2020 - 17:01
eugeneo (09 Август 2020 - 09:52):
А помните ли Вы, что ГРИП _по_определению_(физике) распределяется неравномерно относительно точки AF ?
ГРИП распределяется неравномерно по мере приближения к гиперфокалу. А на сравнительно коротких расстояниях, заметно удаленных от гиперфокала, ГРИП распределяется практически симметрично относительно точки фокусировки. Это свойство заложено в оборудование для юстировки - как в СЦ Никона:
2.0 by Yulia van der Waa, on Flickr
Так и для домашней юстировки:
В СЦ Никона оптику тестируют и юстируют с 30 ФР. Сигма в своих СЦ и на заводе юстирует свою оптику на расстояниях 20 ФР, 40 ФР и бесконечность. Если это зум, то отдельно для каждого ФР, обозначенного на кольце зуммирования .
#1350588
Отправлено 14 Август 2020 - 07:44
eugeneo (09 Август 2020 - 09:52):
Коллега, Вы там выше развернули слишком сложную математическую модель. Да, безусловно, качество автофокуса зависит от многих факторов. Но все это разбивается об одну-единственную поправку автофокуса в камерах Nikon (D780 не берем в рассмотрение).
В жизни в контексте подстройки автофокуса я поступаю проще - пристреливаюсь при естественном освещении на одном-двух расстояниях. Для зума Nikon ставлю некую усредняющую поправку (с учетом значимости фокусного, например, для 70-200 гораздо важнее 200), на тамронах/сигмах несколько дольше за счет таблицы поправок. Опять же - Focal все берет на себя, за исключением ввода поправок в камеру (каждый раз поминаю Никон недобрым словом в эти моменты).
Пристрелянная при дневном свете связка может вести себя чуть иначе при искусственном освещении. Поэтому стараюсь проверять в реальных условиях по какой-либо наклонной плоскости, при необходимости ввожу корректировки.
Интегралы не считаю, синхрофазатрон из кофра не достаю - просто фотографирую А ГРИП как ляжет, так и ляжет. Неправильность ее залегания способна заметить пара десятков людей на этом форуме, остальные просто рассматривают карточку.
#1350695
Отправлено 15 Август 2020 - 10:24
Meridian (14 Август 2020 - 07:44):
...
А я то думал, что это геометрия за 6-ой класс.
Meridian (14 Август 2020 - 07:44):
Ладно.
Тут очень кстати подоспело в обзоре "Nikkor Z 20/1.8S" в разделе "Chromatic Aberration" изображение: Lens Align
Эту картинку с "Lens Align" можно сохранить в JPEG и рассматривать в 100%.
Очень похоже, что это кроп в PS из полноформатного изображения 8526x5504px.
Тогда по моим прикидкам (с помощью геометрии за 6-ой класс) снимок сделан
на дистанции, примерно, 37-40cm, то есть 20xFL. (Куда уж ближе ? И к тому же это непогрешимая по AF БЗК)
Исхожу из того, что ширина линейки "Lens Align" заявлена 2.5in.
Я вижу, что задняя цифра "2" на линейке более отчетлива, чем передняя.
Ответьте на простой вопрос.
AF точен, или это back-focus ?
И тем более мне интересно, что же на самом деле видят "фокусоводы" по реальным объектам на лужайке ?
Сообщение изменено: eugeneo (15 Август 2020 - 11:06)
#1350715
Отправлено 15 Август 2020 - 15:02
eugeneo (15 Август 2020 - 10:24):
Я вижу, что задняя цифра "2" на линейке более отчетлива, чем передняя.
Ответьте на простой вопрос.
AF точен, или это back-focus ?
Это та самая несимметричность зоны ГРИП...
Вопрос в догонку:
Объективы с коротким РО подразумевают, что лучи света на матрицу будут падать под более пологим углом. Т.е. по логике вещей, микролинзы цветоделительного фильтра должны учитывать этот момент. А это, в свою очередь, означает, что объективы с более длинным РО будут показывать заведомо худший результат, чем на родном байонете.
Прав ли я?
Сообщение изменено: SergUM (15 Август 2020 - 15:09)
#1350719
Отправлено 15 Август 2020 - 15:40
SergUM (15 Август 2020 - 15:02):
Вопрос в догонку:
Объективы с коротким РО подразумевают, что лучи света на матрицу будут падать под более пологим углом. Т.е. по логике вещей, микролинзы цветоделительного фильтра должны учитывать этот момент. А это, в свою очередь, означает, что объективы с более длинным РО будут показывать заведомо худший результат, чем на родном байонете.
Прав ли я?
Любые отклонения от расчётной оптической схемы чреваты ухудшением оптических свойств этой системы...
Сообщить об этой теме:
Название темы | Автор | Статистика | Последнее сообщение | |
---|---|---|---|---|